Кит Эмерсон (Keith Emerson) - из тех, кого запросто можно и любить, и ненавидеть одновременно. Вышедшее в 2005 году на двух DVD собрание редкостей от ELP "Beyond The Beginning" и впечатляет и раздражает одновременно. Джигитовка на "хаммондском паровом молоте", летающие рояли, пушечные залпы и костюмы из "чешуи жестянной рыбы" - все это не то, чтобы не по-проггерски, но порой идет немного вразрез с исполняемой музыкой.
Спору нет, другие участники трио на том видео тоже хороши. Карл Палмер (Carl Palmer), играющий какую-то унылую хрень под названием "соло" на вращающейся и трансформирующейся ударной установке. Или Грэг Лейк (Greg Lake), рубящий на восьмиструнном басу примитивный рок-н-ролл, в то время, как вытащенный на сцену сытый и сонный тигр тщетно пытается прикорнуть, положив голову ему на ботинок. Но Эмерсон всегда был центром любой композиции - именно заслышав его пронзительные запилы, тигр недовольно поднимал голову с ботинка Лейка. А ритм-секцию в случае чего можно было бы и заменить кем-нибудь. На альбоме 1986 года вместо Палмера играл на барабанах Кози Пауэлл (Cozy Powell), у которого точно такие же инициалы (C.P.), так что название группы не страдало. Чуть позже, во время выступления на одном из юбилеев лейбла "Atlantic" Палмер вернулся, но место Лейка занял какой-то случайный человек с басом "Hofner", безрогим и безколковым настолько, чтобы как можно меньше бросаться в глаза.
Поэтому Кит Эмерсон может смело приезжать куда угодно, и народ радостно клюнет на его имя, и двинется на концерт, вспоминая по дороге ELP. Ни Лейку, ни недавно побывавшему у нас с сольной "drum clinic" Палмеру такой фокус не по силам.
Три росийских концерта Кита - это, строго говоря, часть обширной культурной
акции "Сотворение Мира", в рамки которой также удалось сгрести весьма
разношерстную команду. Куда входят когда-то модные электронщики The Future
Sound Of London, ныне трансформировавшихся в нежно любимую обозревателями
"Classic Rock" банду психоделических хиппи The Amorphous Androgynous,
седовласая праматерь альтернативного рока Патти Смит и странные
шотландские парни Mystery Juice. Именно в рамках "Сотворения Мира"
должны пройти конвенция поклонников King Crimson и радостная встреча
дедушки БГ как с некоторыми музыкантами классического состава
Аквариума, так и с кумирами юности Fairport Convention. В общем,
скучать не придется.
Однако к делу.
Свет потух. Некоторое время сцену освещали лишь огоньки на контрольном пульте, усилителях и на коммутационном щите грандиозного звукового генератора, что занял весь угол сцены. Затем клубы окутавшего сцену дыма осветились лучами разноцветных прожекторов, и перед публикой предстали герои вечера - Keith Emerson Trio плюс примкнувший к ним поющий гитарист-американец Марк Бонилла.
Электрическая шестиструнка никогда не была особо почетным инструментом в какой-либо из инкарнаций групп Эмерсона, всегда метившего в ранг эдакого Джимми Хэндрикса по классу клавиш. Теперь же в открывающей концерт "Welcome Back, My Friends, To The Show That Never Ends" гитаре перепала и часть клавишных партий. А новый материал (есть, есть!) даже включает протяжные гитарные соло.
Порой Марко брался и за акустическую гитару. Так, знакомый по "Trilogy"
(1972) номер "From The Beginning" в этот вечер исполнялся в чистой
акустике - перебравшись на другой конец сцены, Эмерсон всю песню просидел за
концертным роялем, партия которого заменила соло на "Moog". В остальном же
добавление электрогитары в музыку Эмерсона во-первых, окончательно выявило,
откуда растут ноги у лучших представителей мелкотравчатого американского
прогрессива наподобие Transatlantic, во-вторых - обозначила некоторую
близость арт-рока и рока альтернативного. Лохматый левша Марко в изрядно мятой
майке смотрелся и слушался эдаким Куртом Кобейном из альтернативной
реальности, который вместо того, чтобы застрелиться, ушел от нетрезвой толпы в
дебри дремучего рок-авангарда, где и дожил благополучно до наших дней.
Руководитель ансамбля, седогривый 64-летний монстр рока в кожанных штанах,
спору нет, держался молодцом. И даже во время редких межпесенных спичей если и
опирался локтем на кафедру органа, то как бы вальяжно, а вовсе не от усталости.
Хотя судя по некоторым проигрышам из "Hoedown (Rodeo)" Аарона
Коуплэнда гибкость пальцев у Кита уже не та, и на некоторых особенно крутых
поворотах мелодии ветерану приходится тяжеловато (черт, только бы не артрит!).
Но здесь Кит вышел из положения с блеском, в кульминационный момент сменив
клавиши на губную гармонику в то время, как гитарист с барабанщиком перевели
происходящее в плоскость задорного деревенского стомпа.
Разумеется, не обошлось и без технического трюкачества. Эмерсон вовсю крутил ручки своего генератора, отчего мирно спящий в правом нижнем уголке осцилографа красный огонек вдруг начинал выписывать какие-то дикие синусоиды, а по залу носились пугающие крики марсианских чаек над замерзшими и занесенными сверху песком марсианскими морями. Словно джентльмены, ведущие светскую беседу, Кит и Марко перекидывались образчиками музыкального остроумия в дуэте гитары и терменвокса. В какой-то момент Эмерсон набрал обороты, и схватив одну из двух антенн этой адской машины, похожую на полицейский металлоискатель, пошел в народ. Разумеется, всем хотелось потрогать своими руками нынешнюю инкарнацию русского изобретения 1920 года. Озвученные биополя восторженных поклонников великого артиста визжали и булькали изо всех динамиков.
На бис музыканты припасли еще один инструметал авторства Коуплэнда -
"Fanfare For The Common Man". Забавно, но я уже слышал этот номер в
версии с добавленной электрогитарой: на одном из московских концертов его
играли (кто бы вы думали?) Sweet. Правда, тогда в происходящее мало кто
врубился: скорее бы на концерте Motorhead кто-нибудь опознал вдруг
попавшую в репертуар Лемми какую-нибудь песню Леонида Утесова. А
завершилась программа полной анархией во время исполнения финала
"Щелкунчика" - разумеется, в аранжировке Кима Фаули, с
хонки-тонк-пиано и в ритме чарльстона.
Только вот из "Картинок С Выставки" Кит в этот раз не сыграл ни одного фрагмента (мелкие вставки из "Променада" в импровизационную часть "Fanfare" - не в счет). Но, раз его шоу, как и было заявлено, не имеет ни конца, ни края - все еще будет. Меломаны Казани и Петрограда, будьте внимательны - вам может достаться блюдо, по какой-то причине миновавшее жителей столицы!
Дата рождения:
2 ноября 1944
1962 – В Кеннете, Миссури, в семье адвоката и пианистки родилась Шерил Кроу - поп-певица, начинавшая карьеру в качестве бэк-вокалистки Майкла Джексона »»
1982 – Родился Питер Хейз - гитарист и вокалист американской рок-группы Black Rebel Motorcycle Club »»
Jimmy CARTER (1932)
Gerry GOFFIN (1939)
Sergio MENDES (1941)
Otis CLAY (1942)
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ (1957)
Sheryl CROW (1962)
Craig "133" JONES (1973)
D'ANGELO (1974)
Brandy (1979)