ФЕСТИВАЛЬ  Где дикая музыка растет

"Каждая четвертая или пятая пластинка, которая попадает на Наше Радио, это пластинка фолк-коллектива" - это наблюдение за природой стало поводом для создания нового фестивального бренда. Накануне хэппенинга Дикая Мята Звуки беседуют с его продюсером Андреем Клюкиным и одной из участниц - Милой Кикиной.

Возможно, скоро лицо популярной российской музыки изменится. Такую мысль выказал организатор фестиваля "Дикая мята" Андрей Клюкин. На мероприятие, которое состоится 16 августа в парке Тропарево, собран интереснейший состав музыкантов, исполняющих небанальный фолк. Одной из участниц концерта станет Мила Кикина, которая отдает предпочтение тщательно подобранным, ушедшим в небытие народным песням, которые она со своим коллективом Калитку Прикрой переводит на современный музыкальный язык. Мила и Андрей рассказали Звукам о развитии фолк-музыки в России и, конечно, о том, что зрителей ждет на фестивале.

Звуки: Почему вы решили организовать этно-фестиваль?
Андрей: Я долгое время проработал креативным директором на Нашем Радио и последние четыре года продюсировал фестиваль "Нашествие". В этом году я основал собственную компанию: мы делаем выставки, концерты, и сейчас решили организовать фестиваль. Почему именно фолк-музыки? На мой взгляд, живая русская музыка нуждается в обнулении. Русский рок изначально был явлением не музыкальным, а социальным, затем эта социальность ушла по тем или иным причинам - либо музыканты социально довольны, либо просто боятся выражать недовольство. Молодые музыканты теперь занимаются тем, что пытаются подражать западным, поскольку ориентиры сбиты, а вовсе не потому, что они плохие музыканты или неумные люди. Определенного вектора нет. Мне кажется, вполне органично прийти снова в точку ноль, к истокам и посмотреть, как это будет в нашем маленьком конкретном случае развиваться. Если возвращаться к корням, то имеет смысл говорить о фолк-музыке. Западная современная музыка вышла из своего фолка, европейская - из европейского, американская, соответственно, из американского. Наверное, мы должны сделать то же самое. Нам кажется, что мы сумели так подобрать артистов, что аккуратно обошли то, что можно назвать 'развесистой клюквой', и выбрали то, что действительно близко к истокам. Ну а Мила вам расскажет, почему она занимается фолк-музыкой.
Звуки: Мила, почему вы занимаетесь фолк-музыкой?
Мила: Потому что она мне очень нравится. Мне кажется очень интересным представить себе, как бы развивалась эта традиция, не будь она прервана по известным причинам. Например, в странах типа Норвегии этого не произошло, и там они устраивают фестивали, совершенно не думая о том, что это фольклор. То, что у нас многие начали заниматься этим направлением, это правильно.
Звуки: И подобные коллективы пользуются все большей популярностью. Группы типа Zventa&Sventana уже вовсю приглашают на различные фестивали.
Мила: Это прекрасно, это можно только приветствовать.

Звуки: Вы уже думаете о том, как 'Дикая Мята' будет развиваться в будущем?
Андрей: Да. Этот фестиваль я и мои помощники устраиваем на собственные деньги и вынуждены относиться ко всему прагматично, мы не собираемся все время устраивать фест на накопленные деньги. Для начала, мы надеемся, что после проведения этого заявочного мероприятия словосочетание 'Дикая мята' станет для людей более понятным. Затем мы планируем провести несколько камерным выступлений в течение года в Москве, нам импонирует мысль о проведении небольших акустических красивых и закрытых концертов, буквально человек на двести. Эти мероприятия будут сопровождаться выставками, нам очень хочется собрать дикорастущую прессу и дикорастущих фотографов. У нас будут выставки фотографий - мы уже договорились как минимум о трех. В дальнейшем мы закончим переговоры с Navigator Records, которые будут выпускать диск 'Дикая Мята', возможно, он будет выходить ежегодно. Вот такой план на год. Следующий фестиваль мы в любом случае проведем и посмотрим, насколько хватит наших финансовых ресурсов, найдем ли мы финансовых партнеров. Мы в любом случае готовы к тому, что новый проект какое-то время будет убыточным. Мы для себя дедлайн наметили на осень следующего года: если состояние у нас будет ужасное - пресса нас не приняла, публика нас приняла, музыканты нас не приняли, значит, мы ошиблись в том, что мы делаем. На остальные фестивали оглядываться, я думаю, нет смысла, делать надо то, что хочешь делать.
Мила: Фолк-фестивалей у нас не так много приличных, хотя и существуют какие-то междусобойчики.
Андрей: 'Пустые Холмы' - хороший фестиваль.
Мила: 'Пустые Холмы' - великолепный фестиваль! Я как раз про него хотела сказать. Организаторы уже много лет тащат его за свой счет, вкладываются, вкладываются и вкладываются. А это фестиваль огромный колоссальный, он уже себя перерос. Фолк-музыка, это очень сложная тема, за нее трудно браться. Фолк требует от слушателя определенных душевных и умственных вложений. У меня была беседа с Эдуардом Бояковым, который хотел организовать целый клуб, который был бы ориентирован на фольклор, планы у него были огромные. И он, в общем, на свои ежегодные фестивали приглашает интересных артистов. Но только мне показалось, что реакцией публики он разочарован, понял, что это поле нужно пахать и пахать.
Андрей: Я вообще думаю, что если за короткий промежуток времени - три-четыре года - несколько музыкальных продюсеров обращают свои взоры в одну и ту же сторону, значит, в конечном итоге сторона-то правильная. Мы назвали свой фестиваль фестивалем дикорастущей музыки, потому что за последние два года работы на "Нашем Радио" я столкнулся с тем, что каждая четвертая или пятая пластинка, которая туда попадает - от фолк-коллективов. Это значит, что через год, два или три, ярких музыкантов в этом направлении будет уже не пять, а двадцать пять. Возможно, это выльется во что-то большее, было бы очень хорошо.

Звуки: Для своего диска вы будете отбирать композиции сами?
Андрей: Выпуск диска - это тоже очень сложная история. Носитель - компакт-диск - уже умирает, поэтому как бизнес-проект это не очень интересно. Это больше имиджевая история. С одной стороны, это плохо, а с другой - хорошо. Смотрите, чтобы диск продавался, на него надо загнать то, что люди хорошо знают, да и это не гарант того, что пойдут заработки. Мы понимаем, что у нас, в общем-то, развязаны руки, мы можем туда ставить то, что нам кажется интересным. С точки зрения процесса это увлекательная история: у нас есть портал mintmusic.ru, на который музыканты могут присылать свои песни, на котором будет проходить отбор, мы будем составлять вначале виртуальные сборники, потом выпускать диск.
Звуки: А цифрового аналога разве не будет?
Андрей: До того момента, пока будет выработаны российские механизмы зарабатывания денег в интернете на музыке, пройдет год или два. Хотя мои друзья этим занимаются, они этим болеют, но мне кажется, что в данный момент борьба с пиратством - это дон-кихотство. Вообще, в вопросе скачивания я на стороне группы Metallica. Музыкант зарабатывает музыкой, если он не будет зарабатывать, то в конечном итоге эта деятельность станет для него непривлекательной. Это повлечет за собой то, что в музыку пойдут маргиналы, которые, скорее всего, будут за что-то бороться. А я к музыке отношусь как к музыке, и хочется, чтобы она была привлекательной для музыкантов.
Звуки: К слову, Metallica все-таки изменила позицию.
Андрей: Я очень слежу за этой группой, они оказались под таким прессом, что у них просто не было иного выхода. Ульрих рассказал об этом так: когда они начинали эту борьбу, их окружали люди, которые их поддерживали, но как только началась серьезная борьба, музыкант оказался впереди с шашкой на коне, а остальные вспомнили о том, что у них есть и другие дела. Для людей, которые вне этого бизнеса, группа превратилась в уродов, не говоря уже о потере части аудитории.

Звуки: Вернемся к фестивалю. Что объединяет те группы, которые будут у вас выступать?
Андрей: Субъективный взгляд на вещи. Как организатор фестиваля я хочу делать то, что мне нравится. Я выбрал те группы, которые, на мой взгляд, очень интересны, и позвал их. И все.
Звуки: Мила, Андрей уже высказал свою точку зрения на то, как будут обстоять дела с фолк-музыкой, скажем, через три года. Какое у вас мнение по этому поводу?
Мила: я не могу сказать, как это будет, мне как раз очень интересно посмотреть. Я знаю, как развивается мой коллектив, которому уже девять лет. Мы начинали с двух акустических гитар, сейчас мы записываем пятую пластинку и, к моему удивлению, по стилю приближаемся к арт-року. Мне это нравится, мне это симпатично. Какой будет шестая пластинка, я не знаю, они все непохожи. Я думаю, у других коллективов тоже как-то так происходит. Не бывает такого, чтобы пять или шесть пластинок подряд были одинаковые - это отсутствие развития, катастрофа. Общее направление будет меняться, но в какую сторону, не знаю. Сейчас действительно фолком занимается все больше и больше народу, и это замечательно. У каждого свои мозги, и каждый будет развиваться в соответствии со своими представлениями об этой музыке.
Андрей: Мне кажется, что большое количество фолк-музыкантов в конечном итоге повлияют и на российский мейнстрим. Каждый из них, проходя свой путь, будет оставлять в глазах других музыкантов некий след. И возможно, через какое-то время даже альтернативная группа при создании собственного материала будет использовать гармонические последовательности, которые больше ложатся именно на слух российского слушателя. Я большой поклонник альтернативной музыки, но я знаю, что альтернативы с российскими корнями практически нет. Хотя, возможно, альтернативу слушают как раз потому, что не хочется ничего русского. Кстати, не хотят русского потому, что несколько десятков лет фолк подавался как что-то чудовищное, всякие разлюли.

Звуки: Как среднестатистический слушатель, скажу вам по секрету, что под 'русским' чаще всего воспринимают попсу и рок, но никак не фолк. Как ни странно это прозвучит, но для многих он внове.
Мила: Даже то, что как-то было доступно слушателю, сильно опошлили какие-нибудь Балаган Лимитед. Именно это воспринимают как российский фолк.
Андрей: Извините, перебью. К группе Балаган Лимитед у меня как раз другое отношение. У меня был удивительный опыт. Вообще, у многих, кто оказался на этой грядке (фолк - прим.), нет четкого понимания того, что нужно делать. Еще во времена программы 'Акулы пера' нас пригласили на съемку передачи 'Сто к одному'. Я ну очень скептически относился к этому коллективу. Но, в общем, команда 'акул пера' должна была соревноваться в остроумии с 'балаганщиками'. И вот, когда мы приехали на площадку, выяснилось, что ведущий в этот день работать никак не сможет по независящим даже от него самого причинам. Съемки были перенесены на сутки, но что-то же в оставшееся время надо делать. Ну, мы поехали в кафе, как вы понимаете, выпить, просидели там ночь, и через две бутылки водки один из них решил нам спеть то, что ему нравится. И они как завели, а мы как заслушались этим пением! В общем, я понял, что у люди не осознают, что зрителям надо давать то, что внутри, а не типа поделать вид, что надо вот так или так.
Мила: Меня в этом смысле всегда поражал композитор Игорь Николаев. Он же человек с консерваторским образованием, это очень серьезно. Как он из себя может выдавливать этот примитив? Надо же очень сильно постараться.
Андрей: Это можно понять. Каждое радио проводит определенные маркетинговые исследования, и два года назад я пришел к ужасному выводу: подавляющее количество народу вообще никак не разбирается в музыке. Музыка для российского слушателя - это самопозиционирование. Люди ненавидят или любят попсу, рок, классику, джаз не потому, что они ее правда любят или не любят, а потому, что 'так надо'.

11.08.2008, Анна НИКИТИНА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: