BEARDFISH  Sleeping In Traffic: Part Two

"Prog" ныне - термин, за которым легко спрятаться. Примерно так же, как "punk" или "metal". По большей части исполнители укрытой за этими ярлыками музыки продают и не музыку вовсе, а сам стиль....

"Prog" ныне - термин, за которым легко спрятаться. Примерно так же, как "punk" или "metal". По большей части исполнители укрытой за этими ярлыками музыки продают и не музыку вовсе, а сам стиль. Гигантов в роке сейчас немного, а карликов, чтобы не пропадали, проще отсортировать по подобию. Чтобы две мелкие кучки фанатов не спорили - чья любимая группка круче, а организованно сползались на совместный концерт своих любимцев. Стиль работает на тусовку. А музыка лишь оправдывает наличие и того и другого.
Есть такая группа Beard Fish. Подвох в названии искать бессмысленно. Да, я знаю, что, к примеру, "starfish" - это морская звезда. Но тут бородатая рыба изображена на обложке. Так вот, эта группа начала карьеру с выпуска альбома с продолжением. Первая часть "Sleeping In Traffic" вышла в 2007 году, вторая - в 2008. Песни короче четырех минут (вроде "Afternoon Conversation") здесь воспринимаются досадными недоразумениями. Гораздо лучше квартету удаются эпические полотна. Причем "Sunrise" звучит в русле старой школы, а "And Never Knows" демонстрирует вполне современный подход к снаряду.
По общему уровню зауми результат приближается к Gentle Giant периода "In A Glass House", когда мелодии нужны лишь для того, чтобы отличать каждый последующий пассаж от предыдущего. Правда, Gentle Giant, начинавшие карьеру, как известно, в качестве аккомпанирующего состава Саймона Дюпри и исполнявшие там нечто в духе наших ВИА, умели и просто музыку играть. А вот насчет Beard Fish в этом отношении твердой уверенности нет. Впрочем, на нормальную жизнь подобной музыкой не заработаешь. В свободное от выполнения контрактных обязательств время такие музыканты или в музыкальных школах преподают, или в ресторанах халтурят.
На первом из альбомов Rikard Sjoblom прописал все гитары в левом канале, а David Zakrisson - в правом. Что, видимо, существенно, ибо особо отмечено в кредитах. Вот только раскладка по каналам на альбоме (как это сейчас принято) не настолько яркая, чтобы настолько точно отсечь, где какая гитара. Да и вообще, звук бедноват. Лишь во время вступления клавиш можно услышать полноценный набор частот. Послушайте 12-минутную "Roulette", если не верите. Такое ощущение, что альбом записывался в один прием на репетиционной базе, а на пульте, за которым никто не сидел, лежала записка: "Не трогать, не чихать, не дышать". А жаль: означенная "Roulette" - вещица неплохая, одна из немногих на обоих альбомах снабженная внятным мелодическим рядом. Хотя до знаменитых эпиков Transatlantic, увы, все равно не дотягивает. В тексте поминаются гоблины, лангольеры и мотоциклист по имени Иисус, но наркоманская шиза битловской "I Am The Walrus" пока что тоже вне конкуренции.
Справедливости ради следует отметить, что на втором альбоме звук будет получше: есть динамический отклик на игру музыкантов и нет ощущения провисания на репбазе. Разброс гитаристов по каналам имеется лишь в неожиднно динамичной, в духе старого харда, "South Of The Border" и бьющей все рекорды по зауми ради зауми "The Downward Spiral". Видать, все-таки что-то за год чуваки заработали. Только вот музыка осталась прежней (разумеется, это же вторая часть альбома, идиот!). Заглавная "Sleeping In Traffic" длится тридцать пять минут. Хороший пример влияния технологий на музыку: во времена виниловых пластинок композицию пришлось бы урезать до двадцати пяти. Сказать по правде - есть куда, и общее впечатление от прослушивания, быть может, даже улучшится. Да и вообще, из этого двойника получился бы неплохой одинарный альбом. Хотя, если первой частью музыканты действительно зарабатывали на вторую...
В общем, выше известных вершин Beard Fish прыгать и не собирались, но все формальные атрибуты жанра соблюли. Этот стиль действительно именуется прог-рок. Хотя давно уже назрело время дать ему какое-то более точное определение. Например, рок сложнопостановочный. Или просто громоздкий.

04.08.2008, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)