Нередки случаи, когда распавшиеся группы
покоряют мировые чарты спустя четверть
века после своего распада, однако чаще всего это происходит с
командами-"идолами", чьи составы стали неполны по причинам, несовместимым с
жизнью. Nirvana, Beatles и Led
Zeppelin уже никогда не выйдут на сцену в "золотом составе". ABBA -
не хочет.
И вместе с тем, команда, которую многие до сих пор называют "главной категорией шведского экспорта", недавно
вновь посетила британский чарт, подвинув с первого места не страдающих от
недостатка популярности Coldplay. Сборник лучших хитов ABBA
"Gold", выпущенный в 1992 году, возглавил список
самых продаваемых на
Альбионе альбомов,
опередив свежий релиз группы Криса Мартина "Viva La Vida or Death and
All His Friends" и попутно установив новый рекорд. Еще никогда диск,
изданный аж 16 лет назад, не пользовался в Британии таким спросом. Ажиотаж вокруг
наследия ABBA обусловлен выходом на экраны фильма "Mamma Mia!", созданного по
мотивам песен
квартета.
Успех "АББЫ" стал предметом множества исследований, и все авторы склоняются к мнению, что его практически нереально воспроизвести. Реюнион этой группы будет ошибкой - но, похоже, давление общественного мнения может в какой-то момент перевесить, и квартет совершит роковую оплошность. Кажется, и сами музыканты это отлично понимают: недавняя попытка свести их вместе на ковровой дорожке во время презентации фильма "Mamma Mia!" потерпела неудачу.
Единственное, в чем никогда нельзя было обвинить ABBA - в случайности их успеха. Как мы помним, все участники группы к моменту ее возникновения уже были состоявшимися музыкантами. Гитарист Бьёрн Ульвеус (Bjorn Ulvaeus) и клавишник Бенни Андерсон (Benny Anderson) были лидерами двух ведущих шведских групп - фолк-акустической Hootenanny Singers и рок-н-ролльной Hep Stars соответственно. Обе группы в конце 60-х выпускали альбомы и занимали места в чартах. Анни-Фрид (Фрида) Люнгстад (Anni-Frid Lyngstad) около 10 лет работала вокалисткой в джазовых оркестрах, её сольный диск вышел на шведском отделении лейбла EMI. Агнетта Фельтскуг (Agnetha Faltskog) в детстве самостоятельно научилась виртуозно играть на фортепиано и уже в 19 лет возглавила шведский хит-парад с песней собственного сочинения.
Бенни и Бьёрн продюсировали различные музыкальные проекты и попутно сами писали
песни, для записи которых пригласили
своих жён - Агнетту и Фриду. Альбом "Ring
Ring" был готов к началу 1973 года, когда выяснилось, что у группы нет
названия. Музыканты хотели подписаться как "Бьерн, Бенни, Агнетта и Анна",
однако Стиг Андерсон, глава их лейбла, сократил название до первых
букв имён - АББА. В апреле 1973 г. песня "Ring Ring" на шведском языке возглавила
национальный хит-парад, англоязычная версия шла на 2-м месте, а EP возглавил чарт
самых продаваемых альбомов.
Стиг понимал, что группе тесно в Швеции и нужно выходить
на международный уровень. Случай представился в марте 1974 г. в виде конкурса
"Евровидение", где АBBA с песней "Waterloo" победили с большим
отрывом.
Однако победа на "Евровидении" сыграла со шведами злую шутку. Для развития успеха
квартет отправился в гастрольный тур, но для слушателей ABBA были героями одного
хита, группой-однодневкой, и публика на концерты не пошла. Шведам часто приходилось
выступать в полупустых залах. В Гамбурге и Мюнхене билеты на концерты
бесплатно раздавали на улице прохожим, концерты в Цюрихе и Дюссельдорфе были
отменены совсем. Этот провал надолго
отбил у музыкантов желание гастролировать.
ABBA засели в студии и постепенно начали выравнивать ситуацию. В 1975 г. песня
"SOS" поднимается до 6-й позиции в Англии и до 15-й в США, выходит новый
удачный альбом "ABBA". В январе 1976 г. группа выступает в британской
телепрограмме Top Of The Pops с хитом "Mamma Mia", очередной
альбом "Arrival"
10 недель возглавляет британские чарты, 14 недель - немецкие, но
в США застрял на 20-й строчке. Однако песня "Dancing Queen" возглавила
чарты. Шаг за шагом шведы завоёвывают хит-парады Европы, Южной Африки и
Японии. Газеты писали, что они выдают "один хит за другим с методичностью
робота".
В музыкальном плане группа быстро прогрессировала. ABBA отказались от
первоначальной идеи мужского вокала в пользу женского двухголосья. Бьёрн и
Бенни заставляли вокалисток петь в самом высоком регистре, чтобы создать
максимальное напряжение. Чаще всего основной вокал записывался в самую
последнюю очередь, даже после бэк-вокала. Бенни создавал преимущественно мелодии,
Бьерн - тексты. Некоторые тексты группе сочинял Стиг. Бьерн, в прошлом
студент-экономист, помогал Стигу вести финансовые дела и от имени группы
общался с прессой. Вскоре лейбл Polar Music превратился в лейбл одной группы. Все
участники стали его совладельцами.
Для продвижения группы Стиг Андерсон применил необычную стратегию. Раньше
популярные исполнители заключали контракт с одним мега-лейблом, который
представлял их интересы по всему миру. Но Стиг заключал в каждой стране
отдельный контракт с небольшой местной компанией. За право работать с
ABBA мелкие лейблы были готовы рыть носом землю. Вместо
гастрольной деятельности группа сделала основной упор на участие в
телепрограммах и съёмки видеоклипов. Шведы очень не любили ездить на гастроли - в
середине 1970-х музыкантам было уже по 30 лет и они болезненно переживали
разлуку со своими детьми.
Вкус к путешествиям музыкантам вернула... Австралия, где популярность ABBA достигла уровня "битломании". В феврале 1977 г. после больших колебаний команда поехала туда с концертами. Гастроли шли с фантастическим успехом, одновременно снимался художественный фильм о группе. Сюжет фильма простой, как копейка: незадачливый журналист пытается взять интервью у ABBA, этот процесс разбавляется фрагментами выступлений. Горячий приём в Австралии полностью вернул группе уверенность в себе, сразу же последовали успешные концерты в Европе. Фильм "Abba - The Movie" окупился. Преследования со стороны фанатов стали настолько невыносимы, что группа из собственного особняка в центре Стокгольма переселилась в два коттеджа на необитаемом острове в Балтийском море.
Команда выстреливает ещё одной порцией хитов: "Knowing Me, Knowing You" (#1 в Англии), "Take A Chance On Me" (#3 в США), альбом "ABBA - The Album" (#14 в США).
Авторитет группы среди профессионалов в эти годы был чрезвычайно высок. ABBA
строят себе
собственную студию звукозаписи с самым современным оборудованием. В ноябре
1978 г. Led Zeppelin записывают в студии ABBA в Стокгольме часть
материала для
альбома "In Through The Out Door". Между двумя группами всегда были
приятельские отношения. Панки Sex Pistols во время случайной встречи с
ABBA в лондонском аэропорту к большому удивлению шведов с настоящим уважением
раскланялись перед ними.
Читатель может подумать, что в то время в Швеции ABBA были национальными
героями. Ничего подобного! Ни одна группа у себя на родине не подвергалась
таким нападкам прессы, радио и телевидения, как ABBA в Швеции в конце 1970-х.
Основной мотив обвинений: группа уводит слушателя от социальных проблем,
исполняет развлекательную музыку с глупыми текстами, ABBА - "машина для
загребания денег". Моральное давление на музыкантов было очень тяжёлым. Но
почему-то не говорилось, что 85 процентов (!) прибыли квартета в качестве
налогов забирает
государство, что ABBA вносит существенный вклад в валовый национальный продукт
Швеции... Стиг часто предлагал музыкантам переехать в любую страну с более
благоприятным налоговым климатом, но всегда получал от них жёсткий отказ.
Проблемы были и с характером Стига - он, не раздумывая, мог заехать в
лицо журналисту, если тот задал "неправильный" вопрос, любил на публике
поболтать о финансовых делах группы.
К концу десятилетия почти весь мир лежал у ног четверки - за исключением США:
несмотря на отдельные успехи синглов, альбомы ABBA продавались в Америке не
очень бойко, а радиостанции игнорировали группу. В 1979 году квартет дал 4
концерта в
Канаде и 14 в США. Если приезжавшие годом раньше Sex Pistols стали настоящим
подарком для журналистов, то об ABBA просто нечего было писать. Шведы не пили
алкоголь, не употребляли
наркотики, каждое утро делали зарядку, а в свободное время читали книги. В
отличие от Led Zeppelin, ABBA вежливо отказались от предложения устроить
традиционную вечеринку со стриптизёршами.
Не было скандалов - не было и
необходимой рекламы. Эти гастроли
принесли группе убытки в 200 тысяч долларов (больше миллиона в нынешних ценах).
Музыканты чудом не погибли в авиакатастрофе во время аварийной посадки, группу
спасло лишь сказочное везение и мастерство пилотов.
В том же году в Европе группа подтвердила свою популярность, и шесть вечеров
подряд собирала в Лондоне полный стадион "Уэмбли". Видеозаписи этих концертов
впоследствии вышли под заголовком "ABBA In Concert".
<
Тем временем отношения в группе совершенно испортились. Возникли разногласия в женской половине коллектива. Бьёрн развёлся с Агнеттой, а Бенни - с Фридой. В этих невесёлых условиях были созданы последние лучшие альбомы группы, "Super Trouper" (1980 г.) и "The Visitors" (1981 г.).
Бьерн и Бенни готовили материал для очередного альбома АББА, но времена быстро
менялись. Если альбом "Super Trouper" только за первые два месяца
разошёлся в
количестве 4 млн. копий и дал несколько удачных синглов, то успех "The Visitors"
был куда скромнее. Очередной сингл "Under Attack" застрял в британском хит-параде
в районе 30-го места. В то же время Фрида записывает сольный альбом. Его
продюсировал Фил Коллинз (Genesis). Альбом "Frida" вышел
в 1982 г., имел успех,
одна из песен поднялась в США до 15-го места.
У Бенни и Бьерна тем временем возникли финансовые претензии к Стигу. Они начали терять
интерес к ABBA и больше занимались устройством личной жизни. В сентябре 1982 г.
Бенни Андерсон в одиночку записал на синтезаторах аккомпанемент новой песни
"The Day Before You Came" и попросил Агнетту наложить вокал. Это была
последняя студийная запись АББА. 11 декабря того же года музыканты в последний
раз вместе появились в телепрограмме BBC. С этого дня
группа АББА больше не существовала.
Сейчас тиражи альбомов ABBA держатся на уровне самых знаменитых рок-групп.
18 песен квартета отметились в лучшей британской десятке, из них 8 на первом
месте, 3 песни побывали в лучшей американской десятке Billboard. По количеству
и качеству хитов тандем Андерсон-Ульвеус достиг уровня связки Леннон-Маккартни.
На основе песен группы создан мюзикл "Mamma Mia". ABBA доказали
конкурентоспособность шведских исполнителей, показали, чего можно добиться
благодаря таланту,
целеустремлённости и невероятному трудолюбию. ABBA создали образец идеальной
поп-группы: они никогда не были замечены в скандалах и делали своё дело без
лишней шумихи. ABBA подняли планку качества в поп-музыке так высоко, что никто
до сих пор не может не то что перепрыгнуть, а хотя бы достать её рукой.
Они добились всего, чего могли.
Они сказали всё, что хотели.
1960 – Родился барабанщик Guns N' Roses и Velvet Revolver американец Matt Sorum »»
1965 – Родился Джейсон Пирс aka J. Spaceman - лидер и вокалист британской группы Spiritualized, один из основателей Spacemen 3 »»
Reginald DOZIER (1942)
Stan KING (1949)
Ofra HAZA (1957)
John ACQUAVIVA (1963)
Vincent HERRING (1964)