Нередки случаи, когда распавшиеся группы
покоряют мировые чарты спустя четверть
века после своего распада, однако чаще всего это происходит с
командами-"идолами", чьи составы стали неполны по причинам, несовместимым с
жизнью. Nirvana, Beatles и Led
Zeppelin уже никогда не выйдут на сцену в "золотом составе". ABBA -
не хочет.
И вместе с тем, команда, которую многие до сих пор называют "главной категорией шведского экспорта", недавно
вновь посетила британский чарт, подвинув с первого места не страдающих от
недостатка популярности Coldplay. Сборник лучших хитов ABBA
"Gold", выпущенный в 1992 году, возглавил список
самых продаваемых на
Альбионе альбомов,
опередив свежий релиз группы Криса Мартина "Viva La Vida or Death and
All His Friends" и попутно установив новый рекорд. Еще никогда диск,
изданный аж 16 лет назад, не пользовался в Британии таким спросом. Ажиотаж вокруг
наследия ABBA обусловлен выходом на экраны фильма "Mamma Mia!", созданного по
мотивам песен
квартета.
Успех "АББЫ" стал предметом множества исследований, и все авторы склоняются к мнению, что его практически нереально воспроизвести. Реюнион этой группы будет ошибкой - но, похоже, давление общественного мнения может в какой-то момент перевесить, и квартет совершит роковую оплошность. Кажется, и сами музыканты это отлично понимают: недавняя попытка свести их вместе на ковровой дорожке во время презентации фильма "Mamma Mia!" потерпела неудачу.
Единственное, в чем никогда нельзя было обвинить ABBA - в случайности их успеха. Как мы помним, все участники группы к моменту ее возникновения уже были состоявшимися музыкантами. Гитарист Бьёрн Ульвеус (Bjorn Ulvaeus) и клавишник Бенни Андерсон (Benny Anderson) были лидерами двух ведущих шведских групп - фолк-акустической Hootenanny Singers и рок-н-ролльной Hep Stars соответственно. Обе группы в конце 60-х выпускали альбомы и занимали места в чартах. Анни-Фрид (Фрида) Люнгстад (Anni-Frid Lyngstad) около 10 лет работала вокалисткой в джазовых оркестрах, её сольный диск вышел на шведском отделении лейбла EMI. Агнетта Фельтскуг (Agnetha Faltskog) в детстве самостоятельно научилась виртуозно играть на фортепиано и уже в 19 лет возглавила шведский хит-парад с песней собственного сочинения.
Бенни и Бьёрн продюсировали различные музыкальные проекты и попутно сами писали
песни, для записи которых пригласили
своих жён - Агнетту и Фриду. Альбом "Ring
Ring" был готов к началу 1973 года, когда выяснилось, что у группы нет
названия. Музыканты хотели подписаться как "Бьерн, Бенни, Агнетта и Анна",
однако Стиг Андерсон, глава их лейбла, сократил название до первых
букв имён - АББА. В апреле 1973 г. песня "Ring Ring" на шведском языке возглавила
национальный хит-парад, англоязычная версия шла на 2-м месте, а EP возглавил чарт
самых продаваемых альбомов.
Стиг понимал, что группе тесно в Швеции и нужно выходить
на международный уровень. Случай представился в марте 1974 г. в виде конкурса
"Евровидение", где АBBA с песней "Waterloo" победили с большим
отрывом.
Однако победа на "Евровидении" сыграла со шведами злую шутку. Для развития успеха
квартет отправился в гастрольный тур, но для слушателей ABBA были героями одного
хита, группой-однодневкой, и публика на концерты не пошла. Шведам часто приходилось
выступать в полупустых залах. В Гамбурге и Мюнхене билеты на концерты
бесплатно раздавали на улице прохожим, концерты в Цюрихе и Дюссельдорфе были
отменены совсем. Этот провал надолго
отбил у музыкантов желание гастролировать.
ABBA засели в студии и постепенно начали выравнивать ситуацию. В 1975 г. песня
"SOS" поднимается до 6-й позиции в Англии и до 15-й в США, выходит новый
удачный альбом "ABBA". В январе 1976 г. группа выступает в британской
телепрограмме Top Of The Pops с хитом "Mamma Mia", очередной
альбом "Arrival"
10 недель возглавляет британские чарты, 14 недель - немецкие, но
в США застрял на 20-й строчке. Однако песня "Dancing Queen" возглавила
чарты. Шаг за шагом шведы завоёвывают хит-парады Европы, Южной Африки и
Японии. Газеты писали, что они выдают "один хит за другим с методичностью
робота".
В музыкальном плане группа быстро прогрессировала. ABBA отказались от
первоначальной идеи мужского вокала в пользу женского двухголосья. Бьёрн и
Бенни заставляли вокалисток петь в самом высоком регистре, чтобы создать
максимальное напряжение. Чаще всего основной вокал записывался в самую
последнюю очередь, даже после бэк-вокала. Бенни создавал преимущественно мелодии,
Бьерн - тексты. Некоторые тексты группе сочинял Стиг. Бьерн, в прошлом
студент-экономист, помогал Стигу вести финансовые дела и от имени группы
общался с прессой. Вскоре лейбл Polar Music превратился в лейбл одной группы. Все
участники стали его совладельцами.
Для продвижения группы Стиг Андерсон применил необычную стратегию. Раньше
популярные исполнители заключали контракт с одним мега-лейблом, который
представлял их интересы по всему миру. Но Стиг заключал в каждой стране
отдельный контракт с небольшой местной компанией. За право работать с
ABBA мелкие лейблы были готовы рыть носом землю. Вместо
гастрольной деятельности группа сделала основной упор на участие в
телепрограммах и съёмки видеоклипов. Шведы очень не любили ездить на гастроли - в
середине 1970-х музыкантам было уже по 30 лет и они болезненно переживали
разлуку со своими детьми.
Вкус к путешествиям музыкантам вернула... Австралия, где популярность ABBA достигла уровня "битломании". В феврале 1977 г. после больших колебаний команда поехала туда с концертами. Гастроли шли с фантастическим успехом, одновременно снимался художественный фильм о группе. Сюжет фильма простой, как копейка: незадачливый журналист пытается взять интервью у ABBA, этот процесс разбавляется фрагментами выступлений. Горячий приём в Австралии полностью вернул группе уверенность в себе, сразу же последовали успешные концерты в Европе. Фильм "Abba - The Movie" окупился. Преследования со стороны фанатов стали настолько невыносимы, что группа из собственного особняка в центре Стокгольма переселилась в два коттеджа на необитаемом острове в Балтийском море.
Команда выстреливает ещё одной порцией хитов: "Knowing Me, Knowing You" (#1 в Англии), "Take A Chance On Me" (#3 в США), альбом "ABBA - The Album" (#14 в США).
Авторитет группы среди профессионалов в эти годы был чрезвычайно высок. ABBA
строят себе
собственную студию звукозаписи с самым современным оборудованием. В ноябре
1978 г. Led Zeppelin записывают в студии ABBA в Стокгольме часть
материала для
альбома "In Through The Out Door". Между двумя группами всегда были
приятельские отношения. Панки Sex Pistols во время случайной встречи с
ABBA в лондонском аэропорту к большому удивлению шведов с настоящим уважением
раскланялись перед ними.
Читатель может подумать, что в то время в Швеции ABBA были национальными
героями. Ничего подобного! Ни одна группа у себя на родине не подвергалась
таким нападкам прессы, радио и телевидения, как ABBA в Швеции в конце 1970-х.
Основной мотив обвинений: группа уводит слушателя от социальных проблем,
исполняет развлекательную музыку с глупыми текстами, ABBА - "машина для
загребания денег". Моральное давление на музыкантов было очень тяжёлым. Но
почему-то не говорилось, что 85 процентов (!) прибыли квартета в качестве
налогов забирает
государство, что ABBA вносит существенный вклад в валовый национальный продукт
Швеции... Стиг часто предлагал музыкантам переехать в любую страну с более
благоприятным налоговым климатом, но всегда получал от них жёсткий отказ.
Проблемы были и с характером Стига - он, не раздумывая, мог заехать в
лицо журналисту, если тот задал "неправильный" вопрос, любил на публике
поболтать о финансовых делах группы.
К концу десятилетия почти весь мир лежал у ног четверки - за исключением США:
несмотря на отдельные успехи синглов, альбомы ABBA продавались в Америке не
очень бойко, а радиостанции игнорировали группу. В 1979 году квартет дал 4
концерта в
Канаде и 14 в США. Если приезжавшие годом раньше Sex Pistols стали настоящим
подарком для журналистов, то об ABBA просто нечего было писать. Шведы не пили
алкоголь, не употребляли
наркотики, каждое утро делали зарядку, а в свободное время читали книги. В
отличие от Led Zeppelin, ABBA вежливо отказались от предложения устроить
традиционную вечеринку со стриптизёршами.
Не было скандалов - не было и
необходимой рекламы. Эти гастроли
принесли группе убытки в 200 тысяч долларов (больше миллиона в нынешних ценах).
Музыканты чудом не погибли в авиакатастрофе во время аварийной посадки, группу
спасло лишь сказочное везение и мастерство пилотов.
В том же году в Европе группа подтвердила свою популярность, и шесть вечеров
подряд собирала в Лондоне полный стадион "Уэмбли". Видеозаписи этих концертов
впоследствии вышли под заголовком "ABBA In Concert".
<
Тем временем отношения в группе совершенно испортились. Возникли разногласия в женской половине коллектива. Бьёрн развёлся с Агнеттой, а Бенни - с Фридой. В этих невесёлых условиях были созданы последние лучшие альбомы группы, "Super Trouper" (1980 г.) и "The Visitors" (1981 г.).
Бьерн и Бенни готовили материал для очередного альбома АББА, но времена быстро
менялись. Если альбом "Super Trouper" только за первые два месяца
разошёлся в
количестве 4 млн. копий и дал несколько удачных синглов, то успех "The Visitors"
был куда скромнее. Очередной сингл "Under Attack" застрял в британском хит-параде
в районе 30-го места. В то же время Фрида записывает сольный альбом. Его
продюсировал Фил Коллинз (Genesis). Альбом "Frida" вышел
в 1982 г., имел успех,
одна из песен поднялась в США до 15-го места.
У Бенни и Бьерна тем временем возникли финансовые претензии к Стигу. Они начали терять
интерес к ABBA и больше занимались устройством личной жизни. В сентябре 1982 г.
Бенни Андерсон в одиночку записал на синтезаторах аккомпанемент новой песни
"The Day Before You Came" и попросил Агнетту наложить вокал. Это была
последняя студийная запись АББА. 11 декабря того же года музыканты в последний
раз вместе появились в телепрограмме BBC. С этого дня
группа АББА больше не существовала.
Сейчас тиражи альбомов ABBA держатся на уровне самых знаменитых рок-групп.
18 песен квартета отметились в лучшей британской десятке, из них 8 на первом
месте, 3 песни побывали в лучшей американской десятке Billboard. По количеству
и качеству хитов тандем Андерсон-Ульвеус достиг уровня связки Леннон-Маккартни.
На основе песен группы создан мюзикл "Mamma Mia". ABBA доказали
конкурентоспособность шведских исполнителей, показали, чего можно добиться
благодаря таланту,
целеустремлённости и невероятному трудолюбию. ABBA создали образец идеальной
поп-группы: они никогда не были замечены в скандалах и делали своё дело без
лишней шумихи. ABBA подняли планку качества в поп-музыке так высоко, что никто
до сих пор не может не то что перепрыгнуть, а хотя бы достать её рукой.
Они добились всего, чего могли.
Они сказали всё, что хотели.
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)