Не лучшие годы настали для пост-рока. Этот печальный процесс шел долго и
достаточно незаметно, и хоть с одной стороны, нет ни одного явления, про
которое не кричали бы, что оно "уже не то", есть все же и неумолимая сила
очевидного. Проблема в том, что своей новизной стиль уже никого не привлекает,
конкуренция на этом перепаханном поле слишком высока, да и идей-то новых кот наплакал.
По большому счету, то направление музыки, которое задумывалось как ответ на
чрезмерное привлечение внешней атрибутики, ответ сугубо музыкальный - ныне
вырождается в нечто, до боли и скрежета зубовного напоминающее прог-рок 70х.
Тот же акцент на форме в ущерб содержанию (в случае его присутствия - настолько
бредового, что лучше бы его и не было), та же музыка способная пронять только
подготовленного (читай - редкого) слушателя, и ошеломляющая популяризация
стиля, и популярность эта, увы, довольно маргинального толка.
Все это конечно так и тезисы эти далеко не новы, но как говорилось в одном
старом фильме - 'есть предложение, от которого невозможно отказаться'. Таким
несколько неожиданным презентом фортуны и видится концерт главной исландской
группы последнего десятилетия - Sigur Ros, синонима теплой грусти,
смешанной с надеждой, ажурного симфонического рока, сплетенного с самыми малыми
музыкальными формами. Когда-то их альбомы были настоящим открытием для
просвещенных меломанов, живоносным источником небесной красоты, прозрачной
отдушиной среди шума и гама коллапсирующих девяностых.
Секрет исландцев
прост и неуловим - многоминутные инструментальные пьесы, где великое
соседствует с малым, словно в картинах Тарковского, где даже за медлительной
киносъемкой природы проглядывает нешуточный саспенс и напряжение, певучие
глоссалаллии на выдуманном языке, космический простор и капельки росы на
сладкой луговой травинке. Тогда хотелось верить, что все жанровые дефиниции по
отношению к Sigur Ros неуместны, и в лучшем случае они уловили неведомый доныне
дух настоящего фольклора сказочной эльфийской стороны, в худшем - просто
постигли изящное искусство доводить слушателя до обморока степенной гитарной
дрожью. Восторженному слушателю Sigur Ros всегда представлялись своеобразными
божествами - и надо сказать, что образ этот у них вышел на удивление светлым и
добрым, в отличие от таких смертных и метущихся чернобогов как God Speed!
You Black Emperor и Slint. Смогли уклониться наши герои и от
очевидных провалов - в прокаженном налете нью-эйджа их обвинить нельзя, да и
даже такое всемогущее слово как скука, отступало перед щемящей красотой и
природным уютом их музыки. Может быть порой Sigur Ros и грешили занудством и
самолюбованием, но ведь так сложно не быть нарциссом с такими-то
возможностями.
Недавно Sigur Ros выпустили новый альбом Með
suð í eyrum við spilum endalaust, и довольно-таки
непредсказуемо решились на коренные перемены для жанра, блюдущего каждую букву
своего неписанного закона. Отныне композиции стали чуть ли не вдвое короче,
музыканты стали заигрывать с фолком, причем в не собственной экстатической
трактовке, а в черноземном понимании Animal Collective, запели на
английском (какое потрясение устоев!)...но хуже не стали.
Столь возвышенный тон объясняется не только духоподъемным характером музыки
Sigur Ros, но и тем, что их московский концерт, по сути станет финальным
аккордом в пост-роковой эпопее этого года - моментом катарсиса не столько в
отношении каких-то внутренних переживаний, но в плане всего пост-рока вообще -
эпизодом, позволяющим выносить суждения о будущем стиля на самом высоком
уровне. Как говорится, там увидим - если, конечно, в вас хватает
бесчувственности, чтобы думать о чем-то стороннем, когда сердце замирает в
ожидании чуда c первыми же нотами Hoppipola
.
Sigur Ros
Санкт-Петербург
26 августа
ДК Ленсовета
Москва
Клуб Б1-Maximum
27 августа
20.00
Дата образования:
1 января 1994
Ronnie SCOTT (1927)
Acker BILK (1929)
Dick TAYLOR (1943)
Robert WYATT (1945)
Eddie BAYERS (1949)
JEAN-LOUIS MURAT (1952)
Henry JOHNSON (1954)
Sarah MCLACHLAN (1968)