Вместо обещанного разудалого этно-панка Gogol Bordello протрясли клуб Б1 хитрой смесью дилириумного клезмера, примитивного рок-н-ролла и, в большей степени, бескомпромиссным нойзом. Впрочем, последнее - скорее вина самого клуба-завода, и без того славящегося своей паршивой акустикой и неразборчивостью в звукорежиссерах, но в результате Gogol Bordello даже по местным меркам звучали очень комкано и сумбурно. Те полтора часа, пока Евгений Гудзь ставил пластинки перед концертом, заряжая вперемешку украинские народные песни, зубодробительный брейк-бит и произведения Ника Кейва (Nick Cave), из колонок изливались мощные и четкие басы, когда же начался сам концерт, то вся четкость звука куда-то исчезла, оставив только глухую, рычащую кашу.
Но Gogol Bordello не из тех банд, что нужно слышать вживую - эту лихую команду нужно именно видеть своими глазами, как и любое выдающееся шапито - от Cirque Du Soleil до Slayer. В ход пошел весь отточенный арсенал группы: фирменные ужимки и прыжки Гудзя, залихватские запилы скрипача, ослепительная улыбка расслабленно фанкующего темнокожего басиста, да и еще ударная энергия двух девушек, выполняющих функции как бэк-вокалисток и дополнительных барабанщиков, так и go-go girls, а если использовать выражения в духе автора "Мертвых душ" - девок-прелестниц. Сам Гудзь в этот вечер напоминал несчастную элементарную частицу попавшую в недра большого андронного коллайдера. "Засланный казачок" двигался с такой скоростью, что, казалось, его просто размазало по сцене как по орбите - он умудрялся быть одновременно везде: петь, играть, кричать и наслаждаться собой.
Впрочем, если говорить о контакте с залом, наверное, самом важном пункте в развлекушном деле Борделя Им. Гоголя, то Евгений держался особняком, проронив за весь концерт в адрес публики всего лишь пару сухих фраз, решив оставить такое ответственное занятие своим подручным - скрипачу Сергею Рябцеву и аккордеонисту Юрию Лемешеву. Было видно, что Гудзь не только утомлен туром и многочисленными интервью, предварявшими концерт, но также как и зрители недоволен звуком - появляющихся на сцене техников главарь бродячей шайки всердцах приветствовал не иначе как пинками. Несмотря на то, что переполненный до отказа Б1 ревел и стоял на ушах, такой показательный отказ группы хотя бы симулировать заинтересованность в происходящем вокруг них - определенно указывает на изменения произошедшие в умах и сердцах участников с момента прошлогоднего приезда, когда они действительно отрывались не жалея ни себя, ни посетителей, и оставили впечатление потрясающе открытых и безбашенных людей, как и положено всем беззаботным кочевникам.
Что касается материала, то все по-прежнему: Gogol Bordello играют много, быстро и агрессивно. Знаковые песни от "Ultimate" до "Underdog World Strike" шли без пауз, удивительно скупые на детали и сырые - все нехитрые красоты были сведены к минимуму, остался только исступленный драйв одного из самых популярных концертных составов мира, но и он немного "поиздержался в дороге". Сегодня группа напоминает выжатый лимон, и при всех прочих воистину прекрасных сторонах, ее концерт в Б1 прошел до обидного пресно и обыденно - тут уж впору недавних Sex Pistols вспоминать с их тоской зеленой. Все же истории с приставкой "-панк" должны быть или короче или последовательнее, чтобы не скатываться в откровенный консюмеризм и профанацию. Хотя при любых условиях выступление Gogol Bordello как набор звуков для произвольного (в такой-то давке) дергания конечностями годится на все сто - зрители, среди которых нашлось место панкам, футбольным фанатам, ортодоксальным евреям, известным блоггерам и тщедушным девушкам - самой группой остались довольны. Гудзь смешно танцевал на одной ноге, бил по железному ведру палочками, а затем собирал туда микрофоны, скреб волосы на груди и истошно орал - что еще нужно для счастья?
Удивительное дело, но музыкальные коллективы с балкано-цыганским
багажом в нашей (и не только нашей) стране пользуются нешуточным спросом, но
так же быстро
отчего-то приходят в негодость. Стоит вспомнить нисходящую линию славы No
Smoking Orchestra, чей последний концерт в столице вообще не собрал
кворума.
По отчаянным глазам лидера можно было прочесть: его бордель
работает круглосуточно без остановок, и тут уже не знаешь, куда деться
с этого пира жизни, так нежданно оборачивающегося глухо молотящим кассовым
аппаратом.
Впрочем, в львиной силе, способной побороть многое и даже предубеждение группе по-прежнему не отказать, вот только срабатывает она не на раз. В какой-то момент проняло действительно глубоко, а именно: в те секунды, когда музыканты стали играть Wonderlust King и, с вместе ужасом узнавания, стало понятно, что она в таком виде никак не прозвучит - но все же группе удалось ее хоть как-то вытащить на себе;, и в самом конце выступления, во время пятнадцатиминутной авангардной панковской сюиты Baro Foro. Вот здесь было чему впечатлиться - моментальные переходы от этники к стилизациям под хэви-метал и обратно, длинные шумовые интерлюдии, лихорадочный темп и полный хаос, ненадолго сменяющийся мимолетной красотой скрипичного отыгрыша, этакий дадаистический арт-рок по-цыгански.
Остается только гадать, куда дальше двинется Гудзь: на богато колосящуюся пашню народного артиста, или же вернется к безумным экспериментам времен проекта J.U.F.? Или все вместе, ведь второй альбом J.U.F. как раз на подходе?.. Попытка ухватить и то, и другое вполне может окончиться коммерческим провалом, в конце концов Гудзь артист совсем не того типажа, как скажем, Майк Патон (Mike Patton), имеющий по пять групп на все случаи жизни. Определиться с концепцией и линией действия Гудзю уже давно пора. Иначе хорошо раскупаемый цирк под названием "славянская экзотика" уедет к следующей стоянке, а вот клоуны, как ни жаль, неизбежно останутся на обочине.
1943 – Родился Кит Ричардс выдающийся английский гитарист и автор песен, вместе с Миком Джаггером составляющий неизменный костяк легендарной рок-группы The Rolling Stones »»
1948 – Чес Чандлер, басист группы Animals и продюсер групп The Jimi Hendrix Experience, а также Slade и Ника Дрэйка, родился в Ньюкасле »»
Ira GITLER (1928)
Allen KLEIN (1931)
Chas CHANDLER (1938)
Keith RICHARDS (1943)
Rod PIAZZA (1947)
Bill NELSON (1948)