Марк Стюарт (Mark Stewart) - матерый человечище, настоящий панк, тридцать лет рассекающий волны контркультуры. Недавно он посетил Москву со своей убойной группой The Maffia, в которую входят Адриан Шервуд (Adrian Sherwood), Скип МакДональд (Skip McDonald), Дуг Уимбиш (Doug Wimbish) и Кейт ЛеБлан (Keith LeBlanc). Все эти люди периодически собираются вместе, чтобы произвести на свет качественный панк-нойз с оттенками даба. Им абсолютно все равно, насколько это удобоваримо для ушей миллионов слушателей, им достаточно даже пары сотен, но зато тех, которые "в теме". Эту позицию и обосновал Стюарт в недолгом разговоре со Звуками.Ru.
Звуки.Ru - Я знаю, что вы сейчас живете в Берлине. Почему решили
поселиться там?
Марк - Я сам из Бристоля, там есть свои отличные музыканты. Лондон не
люблю, не считаю его артистичным городом, в этом смысле Санкт-Петербург даст
сто очков вперед. Лондон - это корпоративный мир. Если уж на то пошло,
Манчестер гораздо свободнее. А сейчас вообще можно работать где угодно, имея
доступ в интернет. Все довольно просто. В Берлине живет моя подруга. Если б
она жила в другом месте, хоть в Индии, это ничего бы не поменяло. А вообще, я
не люблю большие города, я деревенский увалень, люблю свежий воздух и животных.
Звуки.Ru - Но, в любом случае, Англия наряду со Штатами задает тон всему
музыкальному миру.
Марк - Нет-нет-нет, дорогуша, выкинь эту чушь из
головы. Я глобалист, и
скажу тебе вот что: по всему миру полно талантливых артистов, я сам работаю с
очень интересными людьми со всего мира. Я как цыган - все время путешествую, я не
привязан ни какому месту, и могу тебе сказать, что музыкальная жизнь не имеет
границ. Тенденции переносятся со скоростью света. Но у русских есть проблема -
вы слишком повернуты на Западе, вы практически копируете то, что делают у нас.
Причем, это не ваша вина, вам просто вбили в голову, что так надо, что так
хорошо, и тут вы не одиноки. Оно вам надо?
Звуки.Ru - Как ветеран панка и житель Берлина вы, должно быть, знакомы с
Ниной Хаген (Nina Hagen)?
Марк - Конечно. Знаешь, она молодец. Вышла из самого андеграунда, а
теперь появляется на субботнем шоу на немецком телевидении. Крута.
Звуки.Ru - Я знаю, вы уважаете Билли Айдола (Billy Idol). Он,
конечно, хорош, но в нем больше позерства, нежели чистой идеологии.
Марк - О, как раз пару часов назад разговаривал с нашим барабанщиком, и
он сказал мне, что Билли любит мою музыку. Это странно, мы, на самом деле,
работаем в разных плоскостях. Ты права, он действительно больше работает на
публику. Но в своем жанре он великолепен.
Звуки.Ru - Почему ж вы в разных жанрах работаете? Просто потому, что
альбомы Билли больше продавались?
Марк - Андеграунд и мейнстрим - это вопрос дистрибуции. В Англии это все
еще две разные вселенные, у вас несколько иначе. Я безумно уважаю людей искусства, в
течение тридцати лет, что я занимаюсь музыкой, я вижу, что они не только
создают действительно талантливые произведения, но и стараются распространять
их по всему миру по мере своих возможностей. Вот Адриан (Шервуд - прим.)
до сих пор причисляем к андеграунду, несмотря на то, что работал с
мейнстримовыми артистами. У меня много друзей - русских, китайцев, японцев -
музыкантов и художников, о которых ты наверняка не слышала, но которые достойны
того, чтобы о них знали. Но то, что они делают, не так просто для восприятия,
они сочиняют и пишут сложные вещи. Это то, что можно отнести к духовным
произведениям, чем к средству для зарабатывания денег. Хорошо, когда это
существует наряду с популярными 'жвачками', иначе мир был бы слишком прост.
Всегда должна быть альтернатива.
Звуки.Ru - У вас никогда не было искушения упростить свою музыку,
сделать ее более доступной?
Марк - Нет. У меня много русских поклонников, которые слушают мои
пластинки очень давно. Я считаю, что доступность - не столько задача артиста,
сколько задача СМИ. А они, как известно, находятся в тесной связке с лейблами.
Перед большими звукозаписывающими компаниями никогда не стоит задача дать
маленький шанс 'умной' музыке, им нужно продать как можно больше
'одноклеточных' записей и заработать денег. Так что многих артистов не знают
только потому, что о них никто не пишет, а не потому, что они не вписались в
общепринятые стандарты.
Звуки.Ru - Так, давайте же я спрошу вас, наконец, про вашу музыку. Она,
как мне кажется, адресована к темным сторонам человеческой натуры. Пробуждает
что-то такое, нехорошее. Это у меня заскок или так и есть на самом деле?
Марк - Ого, у твоей натуры есть темные стороны? (смеется)
Звуки.Ru - У всякой натуры они есть.
Марк: - Когда в Англии появился панк, мы были настолько зажаты, что
только он
позволил нам быть реалистами от музыки - говорить о том, что мы видели. Для
меня это также касается того, что происходит в мире. Нет, не в политическом
смысле, для меня это личный вопрос. Например, песня о том, как ты едешь на
машине по шоссе 66 - это политика. Для меня панк - это способ говорить правду.
Вообще, искусство хорошо тем, что ты можешь рассказать обо всем. Многие поют о
любви, но не многие - о заводах там или еще чем-то очень неромантичном. А
музыканты в массе своей зациклились на нескольких темах. Я просто стараюсь
писать обо всем, что меня окружает, даже очень странных или, напротив,
невероятно обыденных вещах, вот и все.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)