Марк Стюарт (Mark Stewart) - матерый человечище, настоящий панк, тридцать лет рассекающий волны контркультуры. Недавно он посетил Москву со своей убойной группой The Maffia, в которую входят Адриан Шервуд (Adrian Sherwood), Скип МакДональд (Skip McDonald), Дуг Уимбиш (Doug Wimbish) и Кейт ЛеБлан (Keith LeBlanc). Все эти люди периодически собираются вместе, чтобы произвести на свет качественный панк-нойз с оттенками даба. Им абсолютно все равно, насколько это удобоваримо для ушей миллионов слушателей, им достаточно даже пары сотен, но зато тех, которые "в теме". Эту позицию и обосновал Стюарт в недолгом разговоре со Звуками.Ru.
Звуки.Ru - Я знаю, что вы сейчас живете в Берлине. Почему решили
поселиться там?
Марк - Я сам из Бристоля, там есть свои отличные музыканты. Лондон не
люблю, не считаю его артистичным городом, в этом смысле Санкт-Петербург даст
сто очков вперед. Лондон - это корпоративный мир. Если уж на то пошло,
Манчестер гораздо свободнее. А сейчас вообще можно работать где угодно, имея
доступ в интернет. Все довольно просто. В Берлине живет моя подруга. Если б
она жила в другом месте, хоть в Индии, это ничего бы не поменяло. А вообще, я
не люблю большие города, я деревенский увалень, люблю свежий воздух и животных.
Звуки.Ru - Но, в любом случае, Англия наряду со Штатами задает тон всему
музыкальному миру.
Марк - Нет-нет-нет, дорогуша, выкинь эту чушь из
головы. Я глобалист, и
скажу тебе вот что: по всему миру полно талантливых артистов, я сам работаю с
очень интересными людьми со всего мира. Я как цыган - все время путешествую, я не
привязан ни какому месту, и могу тебе сказать, что музыкальная жизнь не имеет
границ. Тенденции переносятся со скоростью света. Но у русских есть проблема -
вы слишком повернуты на Западе, вы практически копируете то, что делают у нас.
Причем, это не ваша вина, вам просто вбили в голову, что так надо, что так
хорошо, и тут вы не одиноки. Оно вам надо?
Звуки.Ru - Как ветеран панка и житель Берлина вы, должно быть, знакомы с
Ниной Хаген (Nina Hagen)?
Марк - Конечно. Знаешь, она молодец. Вышла из самого андеграунда, а
теперь появляется на субботнем шоу на немецком телевидении. Крута.
Звуки.Ru - Я знаю, вы уважаете Билли Айдола (Billy Idol). Он,
конечно, хорош, но в нем больше позерства, нежели чистой идеологии.
Марк - О, как раз пару часов назад разговаривал с нашим барабанщиком, и
он сказал мне, что Билли любит мою музыку. Это странно, мы, на самом деле,
работаем в разных плоскостях. Ты права, он действительно больше работает на
публику. Но в своем жанре он великолепен.
Звуки.Ru - Почему ж вы в разных жанрах работаете? Просто потому, что
альбомы Билли больше продавались?
Марк - Андеграунд и мейнстрим - это вопрос дистрибуции. В Англии это все
еще две разные вселенные, у вас несколько иначе. Я безумно уважаю людей искусства, в
течение тридцати лет, что я занимаюсь музыкой, я вижу, что они не только
создают действительно талантливые произведения, но и стараются распространять
их по всему миру по мере своих возможностей. Вот Адриан (Шервуд - прим.)
до сих пор причисляем к андеграунду, несмотря на то, что работал с
мейнстримовыми артистами. У меня много друзей - русских, китайцев, японцев -
музыкантов и художников, о которых ты наверняка не слышала, но которые достойны
того, чтобы о них знали. Но то, что они делают, не так просто для восприятия,
они сочиняют и пишут сложные вещи. Это то, что можно отнести к духовным
произведениям, чем к средству для зарабатывания денег. Хорошо, когда это
существует наряду с популярными 'жвачками', иначе мир был бы слишком прост.
Всегда должна быть альтернатива.
Звуки.Ru - У вас никогда не было искушения упростить свою музыку,
сделать ее более доступной?
Марк - Нет. У меня много русских поклонников, которые слушают мои
пластинки очень давно. Я считаю, что доступность - не столько задача артиста,
сколько задача СМИ. А они, как известно, находятся в тесной связке с лейблами.
Перед большими звукозаписывающими компаниями никогда не стоит задача дать
маленький шанс 'умной' музыке, им нужно продать как можно больше
'одноклеточных' записей и заработать денег. Так что многих артистов не знают
только потому, что о них никто не пишет, а не потому, что они не вписались в
общепринятые стандарты.
Звуки.Ru - Так, давайте же я спрошу вас, наконец, про вашу музыку. Она,
как мне кажется, адресована к темным сторонам человеческой натуры. Пробуждает
что-то такое, нехорошее. Это у меня заскок или так и есть на самом деле?
Марк - Ого, у твоей натуры есть темные стороны? (смеется)
Звуки.Ru - У всякой натуры они есть.
Марк: - Когда в Англии появился панк, мы были настолько зажаты, что
только он
позволил нам быть реалистами от музыки - говорить о том, что мы видели. Для
меня это также касается того, что происходит в мире. Нет, не в политическом
смысле, для меня это личный вопрос. Например, песня о том, как ты едешь на
машине по шоссе 66 - это политика. Для меня панк - это способ говорить правду.
Вообще, искусство хорошо тем, что ты можешь рассказать обо всем. Многие поют о
любви, но не многие - о заводах там или еще чем-то очень неромантичном. А
музыканты в массе своей зациклились на нескольких темах. Я просто стараюсь
писать обо всем, что меня окружает, даже очень странных или, напротив,
невероятно обыденных вещах, вот и все.
1971 – Группа Chicago первой из рок-групп дала концерт в нью-йорском Карнеги-Холле. Неблагодарные джаз-рокеры остались недовольны звуком в зале, рассказывая истории о том, как их менеджер выбегал на сцену, чтобы "подкрутить" бас. Местный звукарь не мог этого сделать из-за устройства сцены »»
1971 – На первом всемирном конгрессе цыган принят гимн. Основой для него послужила народная песня "Джелем, джелем". Гимн не имеет четкой мелодии,поэтому каждый цыган поет песню на свой лад »»
1998 – Ронни Вуд, плававший на катере у берегов Бразилии, был спасен папарацци. Один из двигателей его катера взорвался, а через минуту после того, как Ронни с друзьями подобрали журналисты, взорвался и весь катер »»
Jacques BREL (1929)
Leon HUFF (1942)
Roger CHAPMAN (1944)
Steve HOWE (1947)
Peter BANKS (1947)
Julian LENNON (1963)
Biz MARKIE (1964)
ANOUK (1975)