Одна из наиболее значительных групп современного прогрессивного рока наконец-то выступила в России. Московское выступление британцев Porcupine Tree прошло в рамках тура в поддержку последнего студийного альбома "Fear of a Blank Planet" (2007), что наложило отпечаток на сет-лист концерта - музыканты не стали играть лучшие песни за всю историю группы, сосредоточившись на песнях с последних альбомов: уже упомянутого "Fear of a Blank Planet", "Deadwing" (2005) и "In Absentia" (2002). То есть старого Porcupine Tree, в музыке которого прослеживалось влияние Pink Floyd, мы не услышали, зато услышали новый, утяжелённый вариант саунда.
Я ухитрился опоздать на этот концерт и поднимался в зал Б1 под вступление к
"Lazarus", одной из самых красивых баллад группы (самая
красивая "Don't Hate Me";, но она в этот вечер не прозвучала,
что неудивительно, так как для её исполнения нужны флейтист и саксофонист).
Когда лидер PT Стивен Уилсон (Steven Wilson) запел "Follow me
down to the valley below / You know Moonlight is bleeding from out of your
soul", стало ясно, что этот концерт не может получиться плохим.
Опоздав, я расстроился, что пропустил разогрев в виде молодой прог-рок группы
из Курска Apple Pie (почему-то в последнее время в прог-роке стали
появляться такие "сладкие" названия, вспомнить хотя бы The Jelly
Jam). Однако впоследствии выяснилось, что выступление Apple Pie на
разогреве не состоялось. Я решил узнать почему так вышло и написал письмо
группе, но барабанщик Андрей Голодухин ответил, что музыканты и сами не
знают, почему их выступление отменили. Жаль. Судя по второму и последнему на
данный момент альбому Apple Pie "Crossroad" (2007), это
довольно перспективная группа, играющая англоязычный нео-прогрессив /
прог-металл, близкий по духу к американцам Spock's Beard.
:А после "Lazarus" понеслось: Довольно жёсткие песни с последних альбомов Porcupine Tree в концертном варианте превращались в прогрессивный металл, да такой, что поневоле думалось: вот на какой концерт нужно было идти любителям прог-металла, тщетно ждущим, когда в Россию приедут Dream Theater (впрочем, в феврале в Москве выступили Pain of Salvation, а в октябре ожидается концерт Meshuggah!) Пять музыкантов, стандартный состав инструментов: гитара, гитара, бас, барабаны, клавиши, плотнейшая стена звука, вспарывающие гитарные соло и очень грамотно подобранный видеоряд на экране над сценой. Уилсон с растрёпанными волосами корчится в сологитарной агонии, а на экране в это время молнии, разлетающиеся во все стороны, как лепестки электрического цветка. Кстати, сорокалетний Уилсон, если смотреть издалека, похож на обычного студента - чёрная футболка, волосы до плеч, очки: Казалось бы, обычный парень с нашего двора, но нет, - на деле это опытный мультиинструменталист, помимо Porcupine Tree выступающий в ряде других коллективов (к примеру, в нео-проговой группе Blackfield).
Это был тот случай, когда глаза слушателей почти не опускались на сцену, так как происходящее на экране порою завораживало. Цветки из молний, океанские волны, изгибающиеся, как гигантские языки, разноцветные таблетки, напоминающие об обложке психоделично-эмбиентного альбома "Voyage 34: The Complete Trip". Один из самых мощных кадров - лицо с обложки альбома "In Absentia" - да, да, то самое, синеватое, отмороженное, с белыми слепыми глазами. И все изображения пульсировали в такт с музыкой.
В середине концерта был подарок давним фанам группы, песня "A Smart Kid" с альбома "Stupid Dream" (1999), -песня о невероятном, почти космическом одиночестве и один из лучших треков на альбоме. Впрочем, новые песни встречались с не меньшим энтузиазмом. На "Way Out of Here" был показан клип, прекрасно иллюстрирующий историю из песни. Девушка. Одиночество. Невозможность разобраться с собственными чувствами. Прогулки по унылым индустриальным пейзажам в компании плейера, рельсы, ведущие вдоль леса, полуразрушенные вагоны заброшенных поездов: И картинка, взрывающаяся на словах "Way out / Way out of here / Fade out / Fade out, vanish:", бешено летящая вперёд, на свет, навстречу несущемуся поезду. Мощная, эмоциональная песня, но справедливости ради стоит отметить, что этот текст "And I don't like the questions: "How do you feel?" / "How's it going in school?" / "Do you wanna talk about it?" из уст дядьки-Уилсона звучит немного забавно, такие тексты больше подходят для молодых рок-певичек. Вязкая и тревожная "Sleep Together"; прозвучала ближе к концу выступления, около 23:00, времени, когда некоторые люди начинают готовиться ко сну. Не лишне вспомнить, что именно эта песня закрывает альбом "Fear of a Blank Planet". Но зрители спать не собирались, наоборот - совместными усилиями группа была вызвана на бис аж два раза, причём второго выхода многие не ожидали и опрометчиво потянулись к выходу. Из последних номеров самым ярким был "Trains". Тут Уилсон во второй раз за весь концерт взял в руки акустическую гитару. В это время я заметил интересное наложение: картинка на экране (человек, бьющийся головой об пол) совпала с происходящим в зале (один из зрителей вошёл в транс и танцевал, наклонив голову почти до пола, можно было подумать, что ещё чуть-чуть и он начнёт биться в пол, повторяя сюжет видеоролика): Когда музыканты исчезли со сцены после второго биса, можно было наблюдать занятную картину: зрители, ещё недавно вовсю шумевшие и прыгавшие, просто разворачиваются и молча уходят. Удивительный контраст. А звукорежиссёр тем временем запустил из колонок странный весёленький ремикс на Radiohead. Кадр дня: под слова "But I'm a creep, / I'm a weirdo" зрители медленно ползут к выходу:
Из особенно ярких концертных впечатлений стоит отметить работу барабанщика
Гэвина Харрисона (Gavin Harrison), который, к слову, в своё время
работал с кудесником безладового баса Миком Карном (Mick Karn), а ныне
приглашён Робертом Фриппом (Robert Fripp) и компанией в новый состав
King Crimson.
А ещё был свет прожекторов. Временами он вспыхивал настолько ярко, что вся
сцена и часть зала утопали в этом свете. Как бумажный рисунок, поглощенный
огнём. Прекрасная картинка, если смотреть с задних рядов.
Woody SHAW (1944)
Lemmy (1945)
Jan AKKERMAN (1946)
Ralph MOORE (1956)
Ricky MARTIN (1971)
Дима БИЛАН (1981)