Как по мне, музыкальные конкурсы - это дело бесполезное. По крайней мере, в тех жанрах, в которых не существует критериев "лучше-хуже", "быстрее-медленней", "громче-тише". Я говорю о конкурсах импровизационной музыки. Ежели академисты еще худо-бедно могут определить самого тонкого и глубокомысленного виртуоза, а любители гитарных запилов - самого скоростного и при этом не-нудного грифомана, то в джазе, фьюжне, world-music и contemporary определять "самого крутого" не то, чтобы трудно, а - бессмысленно. Ну как, допустим, можно сравнивать Кассандру Уилсон (Сassandra Wilson), Виктора Вутна (Victor Wooten) и, скажем, Жана-Люка Понти (Jean-Luc Рonty)? Как можно выбрать, что лучше - по словам главреда журнала "Джаз.Ру" Кирилла Мошкова - "закаты, бегать или морковь?" Забегая вперед, отметим, что именно таким сравнением и занималось жюри, работавшее в финале конкурса крупнейшего российского джазового фестиваля "Усадьба.Джаз".
Ну, а на самом деле, причин к тому, чтобы устраивать
масштабные и престижные
конкурсы молодых исполнителей, предостаточно. Особенно джазовые: не секрет, что
слово "джаз" встречается на страницах СМИ куда реже, чем названия любых других
музыкальных жанров. Уж не говоря о том, насколько редко это слово звучит из
экранов ТВ и радиоприемников. Поэтому любой информационный повод бывает полезен
для того, чтобы привлечь к джазовой культуре внимание. Наш же народ хлебом не
корми, - дай посмотреть на то, как люди из кожи вон лезут, чтобы выиграть
какой-нибудь приз. Это же как в спорте: и поболеть за понравившегося кандидата
можно, и прогнозы построить, и "судей на мыло!" покричать, и даже иногда
удовольствие от музыки получить. Да и для молодых никому не известных
музыкантов участие в хорошем конкурсе бывает куда полезней, чем выступление,
скажем, в клубе: тут на тебя и медийные бонзы посмотрят, и зрители внимание
обратят, и организаторы фестиваля могут глаз положить на предмет букинга на
следующий год. И звание лауреата, опять же, могут дать. Словом, джазовый
конкурс в условиях существования собственно джаза в нашей стране - предприятие
чрезвычайно полезное и занятное. А насколько корректным получаются его
результаты, зависит от того, насколько корректны прописаны его правила.
Правила конкурса "Усадьба.Джаз" были составлены
достойно. Участник конкурса
должен был оставить всего одну заявку в виде аудиотрека или ссылки на
видеоролик на сайте фестиваля. Причем в соответствующей его творчеству стилевой
категории -
1.мейнстрим: диксиленд, свинг, бибоп, оркестровый джаз и т.п.
2. блюз (все виды)
3. поп-джаз, фанк, джаз-фанк, джаз-рок, фьюжн, smooth-джаз
4. эйсид-джаз, лаунж, электроакустика
5. авангард, новый джаз, фри джаз
6. этно-джаз, world music
Правда, уже на первом же этапе идея несколько видоизменилась: программисты
сайта рещили, что одного слова в каждой категории будет вполне достаточно, и
список стилей превратился в следующее:
1.мейнстрим
2. блюз
3. фанк
4. эйсид-джаз
5. авангард
6. этно-джаз
Найдите 10 отличий, что называется, и попробуйте
правильно загрузить свой трек,
исполненный в стиле джаз-рок, ага. Ну да ничего. Конкурсанты справились со
злобной админкой, модераторы конкурса переправляли треки в нужную категорию и
на первом этапе все прошло относительно безболезненно. Из примерно 560 заявок
для участия во втором туре была оставлена половина (на стадии премодерации
выбыли откровенно попсовые, ресторанно-свадебные, сомнительные треки), и понеслась.
За композиции на сайте фестиваля начали голосовать
посетители. Продолжалось
это "безобразие" с начала апреля по конец мая. У некоторых музыкантов нашлись
фанаты-хакеры; чересчур продвинутые меломаны немедленно накрутили своим
любимцам рейтинги, конкуренты тут же возбудились, - словом, конкурс проходил в
нормальном режиме. Модераторы время от времени напоминали, что результатом
голосования станет не абсолютное число баллов, а рейтинг, полученный делением
общего балла на количество проголосовавших; хакеры понаставили конкурентам
любимцев единиц и на этом успокоились. В конечном итоге обладателя приза
зрительских симпатий высчитывали посредством сравнения каких-то загадочных
кривых, гипербол-синусоид-гауссиан и прочих технических моделей. Забегая, опять
же, вперед, скажу, что финалиста по версии зрителя вычислили вполне адекватно.
Ближе к развязке оргкомитет фестиваля и независимые наблюдатели, отслушавшие все 250 с лишним конкурсных треков, составили шорт-лист. Его прослушала дюжина экспертов (украинские, российские, армянские и литовские продюсеры, журналисты, музыканты и критики). Причем все эти достойные люди слушали заявки в слепом режиме, не зная, кого именно они оценивают. Каждому треку был выставлен балл (от -2 до +2); каждому баллу дан комментарий (эти комментарии конкурсанты при желании могли получить по e-mail). Словом, конкурсные композиции прошли через многомерное и достаточно объективное сито. В результате этого просеивания в финал прошло 5 финалистов.
Это авангардист Павел Аракелян и The Outsiders (Минск, Беларусь), мейнстримовое трио Алексея Иванникова (Москва), этно-джазовые Katuner (Ереван, Армения), мейнстримовый Ансамбль Натальи Блиновой (Москва), и джаз-роковое трио Алима Настаева (Москва). Кроме того, организаторы фестиваля весьма прониклись музыкой дуэта Happy55 (Воронеж), и Ансамбля Гульнары Аскаровой (Москва). Эти ребята не набрали достаточного количества баллов, но по воле устроителей "Усадьбы", просто захотевшей дать музыкантам еще один шанс, прошли в финал.
Как человек, непосредственно принимавший участие в
отборе финалистов
конкурса, могу со всей ответственностью заявить следующие вещи. Первое.
Лоббирования и протаскивания "своих" на конкурсе не было. Второе. В финал
прошли действительно очень сильные музыканты. Финальный концерт, состоявшийся
12 июня на площадке "Аристократ" (Парадный двор усдаьбы Юсупова) и собравший
полный зал, вышел, пожалуй, даже более впечатляющим, чем иные основные
фестивальные дни прошлых лет. В череде выступавших не было ни одного слабого
звена; на сцене действительно собрался цвет джазовой и околоджазовой молодежи
СНГ.
Умопомрачительные ереванцы Кatuner, (кстати, в последний раз принимавшие участие в молодежном конкурсе из-за опасной близости к верхнему порогу возрастного ценза в 35 лет) создали эффект присутствия на сцене легендарного Armenian Navy Band (в составе которого они, собственно, и играют!); минский саксофонист Паша Аракелян со товарищи извергал такие потоки экспрессии, что стал откровением даже для великого и ужасного промоутера Александра Чепарухина; Наталья Блинова с коллегами создавала сложные многочастные структуры, Алим Настаев и его трио демонстрировали профессионализм далеко не молодежного уровня; в обсуждении выступления жюри назвало Алексея Иванникова музыкантом мирового уровня, а минималисты Happy 55 и вовсе стали сенсацией вечера.
В результате всем сестрам жюри раздало по серьгам. Кому досталось по 2.500 у.е., кого пригласили выступать в следующем году, кого послали туристами на парижский фестиваль, а кому дали выпустить альбом на хорошем лейбле. Все промежуточные и финальные рейтинги, включая распределение призов, можно посмотреть в специальном блоге конкурса.
Но смысл произошедшего даже не в том, что 6-7 коллективов из России и близлежащих стран разъехались счастливые. А смысл в том, что даже те участники конкурса, кто не прошел в финал (и даже в шорт-лист!), остались довольными. Те, кто, собственно говоря, должен был быть страшно обижен, уверяли, что счастливы были участвовать в затее. Что треки, размещенные на странице конкурса, - это "выставка достижений молодого околоджазового поколения": "Да на эту страницу любой продюсер может зайти и выбрать, что ему по вкусу. По отдельным страницам MySpace не всякий станет ходить, а здесь все сконцентрировано в одном месте". Можете себе представить: конкурсанты, которым эксперты вовсю ставили минус единицы и минус двойки, говорили за это "Спасибо": потому что каждая оценка от эксперта сопровождалась его же комментарием, объяснявшим, что вызвало такую реакцию, над чем бы стоило поработать и т.п. "Нашу музыку еще никто никогда не анализировал! Спасибо!".
Думается, такая отдача со стороны музыкантов и зрителей - хорошая награда за
бессонные ночи организаторов и серьезные инвестиции в пока не освоенное дело.
Полтыщи заявок и финальный концерт, после которого даже выступление Чарли
Хантера (Charlie Hunter) на первых порах казалось скучноватым - это
очень, очень высокая планка. Это заявка на то, чтобы этот конкурс стал одним из
самых вожделенных для любого молодого исполнителя джаза.
Bobby LEWIS (1927)
Ted TAYLOR (1934)
Sonny BONO (1935)
Pete CHRISTLIEB (1945)
Jeff CLAYTON (1954)
James INGRAM (1956)
Andy TAYLOR (1961)