После июльского визита Стива Вая (Steve Vai) в прошлом году вся гитарная публика ждала одного - визита Джо Сатриани (Joe Satiani). Он уже приезжал к нам в 2004 году, но это был мастер-класс, и с тех пор разговоры о полноценном концерте Джо в столице то утихали, то возобновлялись, называя конкретные даты и прочие подробности по принципу "один звукорежиссер говорил".
И вот Джо в Москве, в клубе Б1. 7 июля проходила его автограф-сессия в салоне "Музторг" на Краснохолмской, а 8 числа - сам концерт. В этот раз Джо привез с собой свою группу в рамках тура в поддержку нового альбома "Professor Satchafunkilus and the Musterion of Rock". Новый альбом - это все тот же старый добрый Сатч, которого можно узнать с первого такта, умопомрачительные соло с использованием камбоджийских ладов и фирменное звучание его подписной Ibanez JS.
Концерт, конечно, удался. В восемь часов начался отечественный разгрев в лице Дмитрия Четвергова. Не хочется говорить каких-то особых слов в адрес этого музыканта, так как материал его добротно аранжирован и добротно сделан; да и сам Дмитрий и его команда - очень техничные и опытные музыканты. Но лично мое мнение - это все перекрывается одним-единственным минусом. Музыка Четвергова не запоминается совершенно, некоторые композиции - просто голая "техника ради техники". И притом, если, наблюдая за Джо Сатриани, видно, какой кайф он ловит от того что он делает, то Четвергова явно напрягало все происходящее. Но, с другой стороны, кто из нас не растерялся бы, взяв в руки гитару в присутствии маэстро..
Затем были примерно двадцать минут ожидания, когда техники размонтировали барабанную установку Четвергова и настраивали все для Сатриани (вот, кстати, бросающееся в глаза различие между между концертами Сатча и Стива Вая - Иван Смирнов, выступая перед Ваем, играл совершенно автономно, и не пришлось проводить дополнительного саундчека).
Танцпартер сначала скандировал "Джо!" Потом нашелся остроумный человек,
указавший толпе правильный путь - она стала скандировать "Hey, Joe!", и с этого
момента техники зашевелились в несколько раз быстрее.
Наконец, сдернули покрывающую барабаную установку Джеффа Кампителли материю, и
тут же возник Звук...
Джо Сатриани настолько плавно появился из левой кулисы, что, если бы не
взревевший танц-партер, его можно было бы вполне упустить из виду. Но главный
сюрприз прятался как раз в правой кулисе - оттуда выскочил всеобщий любимец Стю
Хэмм (Stu Hamm), бас-гитарист Джо, который вот уже лет двести с ним не выступает.
Джо играл вещи с нового альбома, перемежая их со старыми, проверенными темами.
На концерт действительно пришли истинные поклонники маэстро: зал ревел,
узнавая каждую следующую песню не то что с первого такта - с первой секунды
вступления, с первого удара барабана, из той позиции, какую занимают руки Джо.
А Сатч явно получал удовольствие от такого приема. Еще год назад Стив Вай был
до глубины души тронут той радостью, которой встретили его люди, пришедшие на московский
концерт. Я сам, помню, пробрался в первые ряды, и во время исполнения Стивом
его фирменной "For the Love of God" у меня из глаз брызнули слезы, как у клоуна
в цирке, и три тысячи человек замерли, слушая музыку.
Джо несколько раз подходил к микрофону и благодарил публику, и один раз он
сделал поистине королевский подарок - в его песне "Always with me, always with
you", которую с гарантией знают наизусть все пришедшие на концерт, он сыграл
свежее соло в конце - то есть, Джо оставил москвичам что-то, что невозможно
найти на альбомах, и это было прекрасно.
Ближе к концу выступления на сцене в одиночестве остался Стю Хэмм, он играл
свое знаменитое басовое соло. Сначала прозвучал новый кусок, которого я раньше
не слышал, но закончил Стю соло классически, как он его заканчивал и на
знаменитом концерте Джо в Сан-Франциско, и еще, кажется, на первом выступлении
Джо в 1988 году в Монтрё. Соло Стю на басу - это такая же изюминка концертов
Сатриани, как и "Satch Boogie", с которой началось его восхождение.
Отдельного упоминания заслуживает композиция Andalusia с последнего альбома,
совершенно неожиданная на рок-концерте музыка. Второй гитарист Гален Хэнсон
взял в руки акустическую гитару, встал рядом с Джо, и на пять минут, казалось,
эти двое перенесли весь зал в Испанию.
Джо известен своим пристрастием к национальным ладам и мелодикам. Например,
трек "Musterion" с "Professor Satchafunkilus" основан на венгерском
ладе, а вот
"Andalusia" - это, собственно, Андалусия и есть, так больше нигде не играют.
Два с лишним часа концерта пролетели незаметно. Джо вышел на "бис" и так завёл
зал темой "Crowd Chant" с предпоследнего альбома "Super
Colossal", что казалось
- никто отсюда сегодня не уйдет. Затем "Summer Song", без которой не обходится
ни один концерт - и всё.
Я был в числе тех счастливчиков, которые попали на Meet&Greet Сатриани, встречу
с узким кругом поклонников. Он вышел к нам в сопровождении второго гитариста
Хэнсона, в своей дизайнерской панамке, абсолютно светлый, доброжелательный. Мы
поблагодарили Джо за его музыку, за шоу, за то, что он к нам приехал. Джо
ответил, что для него как для артиста это очень важно, когда к нему после
концерта приходят люди и говорят спасибо, когда благодарность выражается не в
долларах с продаж альбомов, но и вот таки образом.
А когда все кончилось и я вышел из клуба, у меня остался один-единственный вопрос. Концерт Стива Вая. Джо Сатриани. Кто следующий?
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)