Первым делом на фестивале AVANT взгляд приковывают повсеместно развешанные листы с лайн-апом музыкантов, так как мероприятие по большей части посвящено пост-року, то интерес вызывают не столько само расписание, сколько ожидаемые вычурности в названиях. Увы, никаких особо новых имен мы не встретили, но зато отметили забавнейший факт: кажется, что в этой узкой категории артистов отдельным спросом пользуются те, что поставили в заголовок двойное "o". Судите сами: Goon Cun, The Boo, Foojitsu, Boonikum, Mooncake. Впрочем, такая тяга около-пост-рокерской когорты к удвоению гласных требует отдельного тщательного расследования.
Фестиваль, призванный объединить всю прогрессивную инди-молодежь страны,
проходил одновременно на двух близко расположенных площадках - в Актовом зале,
где можно насладиться любимой музыкой сидя (или же расслабиться в баре), а также
в значительно большем по размеру Зале Avant, являющим собой почти не отделанный
заводской цех. Развешанные воздушные змеи и сетчатый гамак под потолком
обстановку как-то не скрашивали: уж очень тягостно в этой глухой бетонной
коробке, но для пост-рока, вполне возможно, это и есть самое подходящее настроение.
Одними из первых, на кого удалось взглянуть, были питерцы the Verticals
сразу задавшие тон фестиваля - играют ребята правильный пост-рок, скорее в
духе Logh, чем вездесущих GY!BE и прочих эпических проектов
отца-основателя современного звучания Эфрима Менука (Efrim Menuck): не
слишком навязчивый и достаточно продуманный звук "Вертикали" сочетают с
интересными мелодическими ходами. Это совсем не тот случай, когда отточенная
техника заслоняет процесс сочинения новых мелодий,- напротив, им трио уделяет
повышенное внимание, превращая свои композиции в разнозвучащие тревожные
звуковые дорожки к недоснятым фильмам, и главное, что играть умеют они очень
убедительно.
Сразу после их выступления мы переместились в противоположный зал, там как раз должны были рубить Mooncake. Увы, из-за плохого звука, столь частой "головной боли" подобных мероприятий, вся их магия теряется, оставляя достаточно пресную базовую инструментальную подложку, бесформенный гул и рев, в котором не разобрать ни утонченной виолончели, ни тихих гитарных переборов. На площадке между двумя залами впрочем расположилась уже половина посетителей мероприятия, потягивая пиво и беседуя с единомышленниками, они явно коротали время оставшееся до выступления хэдлайнеров.
Сразу за Mooncake последовала ударная связка из Analog Sound и Everything is Made in China, причем достаточно неожиданно первые оказались куда лучше вторых. Наверное, к концу сета "китайцев" организм стал протестовать против непрекращающегося пост-рок "заплыва", и было принято решение искать немногие не пост-рокерские коллективы, попавшие в программу фестиваля. Задача не из простых, но вот Goon Gun легко компенсируют все многоминутные умствования и медитации своим диким видом и лихими песнями. Между прочим, участники этого коллектива - не последние люди в музыкальной культуре страны, да и что такое настоящий трэш, знают не понаслышке: в первую очередь это известный культуролог и специалист по самым запредельным девиантным формам поп-культуры Тихон Кубов и Данила Смирнов из группы Кирпичи, известный своей любовью ко всевозможным диковинным сайд-проектам.
Сами музыканты
характеризуют свой стиль как смесь диско-хауса, поп-музыки и дэт-метала, и
вправду, только такие сравнения лезут в голову когда они появляются на сцене с
лазерными мечами, в невероятных очках-консервах, стальных шлемах оплетенных
плющем, и с ходу начинают заводить зал а-ля звезды нью-рейва с другой планеты.
Увы, такой впечатляющий почин аудитория "Авант феста" не слишком оценила, и
лишь небольшая компания фриков пританцовывала у сцены. Остальные, словно
продолжая видеть перед собой очередных пост-рокеров, молча уставились перед
собой. Впрочем, эта публика всегда славилась своей некоторой толстокожестью:
еще бы, если столько слушать пост-рока, немудренно и задубеть.
Но вот, мы в очередной раз сменили зал и попали прямо на середину выступления
группы Boonikum. Мальчик, девочка, наивные стихи и мощное электронное
сопровождение, плюс забавные мультфильмы про мышонка и НЛО проецируемые на
стену - все вроде бы неплохо, но после недавнего выступления Crystal
Castles такая концепция смотрится несколько вторично. Материала у них не
так много, чтобы по достоинству оценить все возможности дуэта, хотя и сейчас
уже ясны некоторые тенденции. В записи это хрупкое чудо воспринимается как-то
более цельно, чем вживую. На концерте - почти что брэйк-кор, закручивание гаек и
неуверенный голос вокалистки проекта звучат совершенно несвязно, мешая друг
другу, а напористость звука мешает вникнуть в ускользающий смысл текста песни
про Крым и безденежье.
Мельком заглядываем к Where Are You Liam?, у которых в самом определении
таится некоторое интригующие противоречие - на первый взгляд, это
психоделический инди-прогрессив с привкусом пост-гранжа, но именно эту группу
все посетители фестиваля характеризовали самыми разными терминами.
Складывается ощущение, что ребята пытаются охватить максимально широкую
стилистическую выборку из любимых артистов, и каждая их песня могла бы
принадлежать кому угодно - от снизивших планку Porcupine Tree, до
увлекшихся пост-роком Marion. Хотя это не делает их хуже,- наоборот,
смешивая все в едином котелке, WAYL? выгодно выделяются на фоне "чистых
пост-рокеров", и за всего лишь четыре сыгранных ими композиции умудрились
вызвать к неиссякаемый интерес к себе. Только вот выражался он в форме
беспрестанных вопрошаний к рядом стоящим зрителям: "А кто это играет?".
Следующими в фокус нашего репортажа попали отечественные гранды Silence
Kit и... лучше бы этого не было. Мало того, что эта "ревущая пучина
пост-рока" уже окончательно приелась, в первую очередь из-за своей вопиющей
беспросветности, так еще и звук у Silence Kit был выставлен хуже всего.
Слушать
это было совершенно невозможно, поэтому мы вернулись в Актовый зал и были с
лихвой вознаграждены - там выступали питерцы Klever. При всем при том,
что в их натужном музицировании смысла ничуть не больше, чем у тех же Silence
Kit, Klever выгодно выделяются именно стремлением приворожить слушателя, а не
надругаться над его слухом, разнося децибелами черепную коробку. Много духовых,
занимательное развитие композиций и очаровательная вокалистка Марина из группы
Half Dub Theory - другими словами, Klever сделали все, чтобы переманить
посетителей в малый зал. Во время их выступления на белом экране позади сцены
показывали интересную съемку, демонстрирующую процесс нанесения рисунка на
кирпичную кладку заводской стены, как осторожными мазками пишется совершенно
абстрактная картину. Видео как нельзя больше подходило, тому что играли Klever:
да, никакого послания в их музыке нет и искать его не нужно, но с другой
стороны, также как и рисунок невидимого художника, она не раздражает органы
восприятия, а действует мягко и успокаивающе.
И вот уже остались считанные минуты до заявленного выступления главных гостей
вечера, и перед ними как-то незаметно пролетел сет группы Dzerzinki
Bitz, являющей собой типичное трехгрошовое инди с танцевальными ритмами
для студентов младших курсов, но вообщем-то "Дзержинцы" после всей
пост-рокерской вакханалии сумели вызвать некоторый резонанс - словно
предчувствуя надвигающееся "великое стояние" во время отделения Explosions
in The Sky, публика размялась энергичными плясками.
Очередная пауза и после на сцену выходит неброско одетый бородатый мужчина - Мэтью Купер (Matthew Cooper), скрывающийся под псевдонимом Eluvium. После непродолжительной борьбы с собственным MacBook он махнул рукой и решил выступать без цифровой поддержки. Вживую музыка Eluvium оказалась намного жестче и шумнее, чем ожидалось по записям: этакий бескомпромиссный гитарбиент - нойзовые удары по струнам плюс удивительно нежные, поднимающиеся воздух небесные звуки клавишных. В трепетных, замирающих мелодиях человека-оркестра словно давным давно остановилось время, их неспешная красота рождается из удачного сплава типично пост-рокерских приемов с медитативностью умудренной электроники, но к сожалению сеанс инструментальной эйфории был недолгим, но мы не оставляем надежды, что нам еще предоставится возможность увидеть его сольно и с исправно работающей техникой.
Но вот настал момент, когда скромный Eluvium покинул сцену - и сразу за ним залу явились долгожданные Explosions In The Sky, одетые по "ветхозаветному канону" каждого уважающего себя пост-рокера - ничего такого, чтобы могло отделить их от публики, максимально просто и удобно. Эталонный пост-рок в их исполнении, изобилующий достаточно старыми вещами времен альбома The Earth Is Not A Cold Dead Place, к сожалению, прозвучал довольно-таки вяло по вине нечеткого и кашеобразного звука в помещении Аванта. EITS, обычно просто "выносящие" зрителей своими упруго звенящими кодами, под сводами цеха как-то поблекли и обмякли. Впрочем, это не мешало им вызывать катарсис у переполненного зала, довольно-таки редкое зрелище: тысячи глаз, уставленных на терзающее свои инструменты трио, были переполненны невероятным благоговеением. Попадались, впрочем, и отдельные личности, компенсирующие столь пагубную нехватку чувства юмора в этой музыке: так, во время одного из долгих и предельно простых трехаккордовых вступлений группа нонконформистcки настроенной молодежи затянула "Все идет по плану" Гражданской обороны, но под гневными взглядами окружающих довольно быстро умолкла. Сами музыканты лишь изредка скатывались к напыщенным позам, которые столь любят некоторые их коллеги по цеху, в основном они держались подчеркнуто скромно, что конечно приятно контрастировало с их возвышенной трактовкой пост-рока, близкой к японцам Mono и облегченному варианту Red Sparowes, также посещавших столицу с концертами.
Примечательно, что, отыграв часовое отделение, EITS не удержались и под несмолкаемые овации и одобряющие крики вернулись назад. Как разъяснил гитарист Мунаф Райани, это экстраординарный случай: за все девять лет существования группы на бис они выходили только три раза. Насладиться туго облегающими все тело звуковыми волнами, к сожалению, смогли только те, кто расположился близко к сцене, но зато разреженность звука предоставила возможность здраво подумать о будущем этого направления в России, так сказать, "не отходя от кассы".
Действительно, AvantFest убедительно
продемонстрировал наличие большого количества артистов, фанатично увлеченных
комбинированием гитар и примочек на больших громкостях, но какое-то щемящее
чувство все равно не оставляло автора этого репортажа даже после самых
впечатляющих своей техничностью выступлений. В первую очередь - какие бы усилия по разработке своего неповторимого стиля не предпринимали
музыканты, шансов написать гимн поколения у них нет никаких,- даже учитывая то,
что аудиторию они завоевали немалую по местным меркам.
Жертвование лирикой и
смысловой нагрузкой в пользу инструментальных красот не прошло даром, из общей
массы гитарных колдунов, выделяются лишь некоторые самые значимые группы, а
остальные сливаются в безликой когорте еще одних псевдо-Mogwai,
почти-A Silver Mount Zion и т.п.
Недавний концерт iLiKETRAiNS показал, что за самыми виртуозными запилами всегда найдется место для четко сформулированного послания. Но этот важный урок, кажется, не будет учтен нашими коллективами, неспособными вырваться ни на уровень серьезной академической музыки, ни просто передать публике хоть какие-то неабстрактные чувства, кроме забойного драйва,- увлекательного, но пустого. "Взрывы в небе" здесь сыграли крайне серьезную роль, явив собой целостный архетип пост-рока, к которому все стремятся, но никто не может достичь. Несмотря на то, что играют они без дураков красивую музыку, увы, зависла она на одном месте. Кажется, остается только дотянуть до осени, пережить очередное выступление Mogwai и приезд первостатейных звезд из Исландии Sigur Ros - и все, интерес к пост-року спадет окончательно. Ну кого из по-настоящему известных коллективов мы еще здесь не видели? Godspeed You! Black Emperor отправились на тот свет, но последствия этого факта мало кто оценил, а ведь апологет жанра Эфрим Менук в последнее время продюсировал коллектив British Sea Power, в своей новой записи приобретший уверенное и мощное звучание вооруженного до зубов дредноута, но ни капельки не растерявший все очарование своих песен и текстов - и это весьма показательный шаг мэтра. Ждать же приезда зарубежных пост-рокеров второго эшелона, это не видеть пророка в своем отечестве, ведь действительно, наши коллективы играют уже неотличимо от западных сторонников тихо-громкого инструментального буйства.
В любом случае, AvantFest показал состоятельность данного явления в России, более того и свою способность, несмотря ни на что, собирать немалую аудиторию со всех уголков страны.
1596 – Родился Николо Амати - итальянский скрипичный мастер, основатель фабрики кремонских скрипок, учитель Гварнери и Страдивари »»
1948 – Родился Оззи Осборн - британский рок-музыкант, певец, лидер Black Sabbath и участник множества сумасшедших проектов - от фестиваля Ozzfest до реалити-шоу "Семейка Осборнов" »»
1980 – Фотографом Анни Лейбовиц были сделаны последние, ставшие самыми известными, фотографии Джона Леннона и Йоко Оно в их нью-йоркской квартире. Через пять дней Джон Леннон был застрелен »»
Andy WILLIAMS (1928)
Ralph MCTELL (1944)
Paul NICHOLAS (1945)
Ozzy OSBOURNE (1948)