О квартете iLiKETRAiNS, англичанах, одинаково увлеченных историей и железными
дорогами - Звуки.Ru уже рассказывали, но сомневаться в том,
что их последний альбом достоин отдельного рассмотрения не приходиться.
После краткого и веского миниальбома "Progress/Reform", работы выведшей
музыкантов в свет, "Elegies To Lesson Learnt", кажется не столько отходом
группы от изначальной концепции "пышного минимализма", сколько ее
переформулировкой. Если раньше к iLiKETRAiNS
благодаря их обволакивающей и душащей атмосфере всеобщей катастрофы лепили
клейкий ярлык "пост-рок" и невероятное определение "эмбиент-рок", то теперь,
плавно качнувшись на
рельсах, "поезда" ушли далеко от каких бы то ни было формальных рамок.
Наверное, именно это является показателем громадного потенциала группы, и
тревожным станционным звоночком - прямо здесь и сейчас происходит что-то новое
и доселе неизведанное. Одними музыкальными сравнениями здесь не ограничиться.
EtLL вышел не только по-бунински густым и вязким повествованием о самых темных
моментах мировой истории, но при этом глубоко личным и трогающим до самого
сердца рассказом о превратностях человеческой судьбы.
На плечах четверки насупленных мужчин лежит огромная тяжесть ответственности - один неверный шаг и хрупкое доверие слушателя, внимающего историям о безумных шахматистах и неудачных государственных реформах, будет подорвано, а без него мрачное обаяние iLT не вообразимо. Удивительный факт, но в невероятной по своей напряженности битве между серьезностью и трагизмом с лишним пафосом и фальшью, "поезда" выходят неожиданными победителями. Впрочем, с подачей у квартета в стильной черно-белой форме британских железнодорожников все в порядке: они умеют нагнетать атмосферу, словно в жаркий котел паровоза подбрасывая легковоспламеняющиеся, полные вселенской скорби песни. Альбом начинается с монотонного гула, из которого постепенно выплывает меланхоличный баритон солиста группы Дэйва Мартина, и он, с обходительностью хорошего рассказчика, погружает слушателя внутрь повествования о зачумленном средневековом городе, чтобы затем, перекинуть его прямо к падению Берлинской стены.
iLiKETRAiNS сплетают свои пьесы как из неблагородных шумов и гитарных перегрузов, так и лиричных скрипок и духовых, и именно благодаря им альбом приобрел похоронную торжественность. Казалось бы, пост-рок в лице Godspeed You! Black Emperor, Explosions in The Sky и т.д. уже устоялся как универсальное и потому приевшееся лекало: мягкое вступление, нарастающий музыкальный тремор, сокрушительный апогей и всепрощающая кода, но нет - iLiKETRAiNS легко меняют слагаемые и получают совершенно иной результат. Подход новичков к стандартам жанра воспринимаются как совершенно еретический - короткие (менее 6 минут) песни, харизматичный вокал, большая нагрузка на тексты, отсутствие какой-бы то ни было гигантомании. Посему очевидно, что музыканты переросли модное некогда направление, да и сами они открещиваются от общепринятых терминов и музыкальных клише, мастеря альбом тончайшей, как часовой механизм, сборки. Например, лаконичная и светлая "Remnants of Army" - на фоне мягкого и неспешного гитарного перебора бархатистый голос бородатого "викторианца" Мартина вкладывает в сознание слушателя полные обреченности слова, заставляя неминуемо вникать в суть повествования, погружаться все глубже и глубже на самое дно мировой истории, где, как известно, кровь и нечистоты, в то время как разошедшийся квартет громыхает в заоблачной выси. От меланхоличной эпитафии "Come Over", до пронизанного, словно в память "Песни о Роланде", драматическими звуками горнов марша "We Go Hunting" - iLiKETRAiNS рассказывают историю величайших ошибок человечества, и делают это так, как не сможет больше никто.
Каждая песня здесь - это
законченный портрет человека эпохи, и именно на эту самую "слабую человечность"
и делает упор группа. Композиция "Twenty Five Sins", то мчится во весь
опор, неизменно сопровождаемая сухим стуком боевых барабанов, то стихает, чтобы
снова разгореться как знаменитый лондонский пожар, о котором и поет Мартин, но
внимание в ней все равно приковано к внутреннему миру лирического героя,
изменения в котором, могут быть пострашнее падающих крепостных стен. Нет нужды
перечислять все темы, которые затрагивают музыканты в своих "Элегиях", но
диапазон их не может не поражать - от раннего средневековья до событий
последних лет. Кроме того Дэйв Мартин (Dave Martin) - великолепный
стилист и поэт,
набрасывающий удавку невероятной тоски буквально двумя-тремя словами, и каждая
его фраза воспринимается как цитата из ценнейшего манускрипта, ведь Дейв
частенько вплетает в песню строчки из исторических источников.
Впрочем все
бы это
было бы
только евангельским бряцающим кимвалом, пустым и не нужным, если бы не то, что
iLiKETRAiNS делают потрясающе прекрасную музыку, рвущую на части своей
законченностью и эмоциональностью, и в тоже время отстраненностью - как
медленные переходы планов в кинохронике военных лет. Также неспешно (за
исключением лишь единственного неудачно и слишком резко выпрыгивающего сингла
"The Deception") разворачивается монументальная панорама сомнений, боли, страстей
и триумфа - всего, что движет людьми.
iLT действительно выходящие из ряда вон пост-рокеры - ведь они обогатили свою прекрасно сложенную музыку запредельным количеством смысловых перекличек и параллелей, и как результат, словно серьезная научная работа с "подвалом" из ссылок на сотни научных исследований - EtLL не та пластинка, которую воспринимаешь сразу. Но стоит только напрячь размякшее от бесконечной и нетребовательной "веселухи" сознание - как вся она, до последнего аккорда и скрипа смычка, врезается в память, освещая "безумство храбрых" - квартета не побоявшегося выглядеть смешным из-за собственной серьезности. И такой уровень творческой свободы и независимости легко можно назвать историческим достижением для молодой, но многообещающей команды.
1935 – Родился Литтл Ричард - певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла »»
1966 – Родилась поп-звезда Патрисия Каас - мадемуазель, которая поет блюз и любима в России едва ли не больше, чем в родной Франции »»
Johnny PATE (1923)
Little RICHARD (1932)
Art DAVIS (1934)
J.J. CALE (1938)
Хосе КАРРЕРАС (1946)
Andy KIM (1946)
Keri HILSON (1982)