EINSTURZENDE NEUBAUTEN  Что нам стоит дом разрушить

Сравнительный анализ: чем этот визит Einsturzende Neubauten отличался от предыдущего, 11-ти летней давности. А также бонус - история чугунной ванны.

Конечно же, этот визит Einsturzende Neubauten сильно отличался от того, 11-ти летней давности. До середины 90-х произнесение этого магического названия без запинки означало автоматический "зачот" в продвинутой компании. И нет ничего удивительного в том, что первой EN в Россию привезла компания FeeLee, в то время бывшая дистрибьютором всей самой интересной музыки, рулящей здесь делами лейблов Mute, Warp, 4 AD, Ninja Tune, Creation, Beggars Banguet и других. Игорь Тонких и Александр Ларин, тогдашние рулевые ДК Горбунова, давно хотели привезти Einsturzende Neubauten, но оттачивали мастерство на других менее именитых инди-артистах.

Слухи поползли по Москве задолго до самого события, и только звонок одного берлинского приятеля (интернет еще был не в ходу) уверил меня окончательно и бесповоротно в том, что "штурценды" едут. "Точно!?- спросил я, замирая. "Сто пудов, Москва стоит в расписании тура даже на майках" - ответствовал он.
EN в 1997 году ездили в тур, посвященный выходу альбома "Ende Neu". Конечно, для тех, кто любил EN со времен "Halder Mensch", "Haus der Luege", да хоть бы и "Tabula Rasa", он казался легковатым, но пропустить возможность увидеть грандиозное музыкальное производство под руководством Бликсы Баргельда (Blixa Bargeld), в то время по-совместительству еще и гитариста непререкаемо почитаемого Ника Кейва (Nick Cave), было невозможно. Главной проблемой организаторов были поиски какого-то особенного строительного гравия, который должен был скатываться (и в итоге скатывался) в определенной тональности по специальному желобу.
Вообще, многие из пришедших на тот концерт граждан явно надеялись увидеть на сцене некое подобие цеха - с наковальнями, станками, а может и домнами. В общем, все те достижения НТР, об использовнии которых EN ходило так много слухов. Всего этого не было, но вряд ли кто-то оказался разочарован.
Все прошло гладко. Точнее - идеально. Зал стоял на ушах, а перед залом говорил, пел, причитал и визжал Бликса Баргельд в жилетке на голое тело, а девушки, глядя на него, падали в обморок и визжали покруче, чем на шоу Филиппа Киркорова.

На том концерте я купил чудесную майку EN - черную, с большим глазом посередине. Благодаря ей я потом еще лет восемь находил близких по духу людей, а один трогательный немец, увидев меня в ней в вагоне метро, чуть не расплкался, сказав, что меньше всего ожидал увидеть здесь кого-то в майке его любимой группы. Да, очень хорош был тот концерт! Вот как это приблизительно выглядело.

Сразу после московского концерта мы Ирой "Министри" Седовой (ныне арт-менеджером "Китайского летчика") моментально купили билеты, и на следующий день уже были в Питере, где на концерте в Ленсовета в сидячем (!!!) зале собралась вся питерская музыкальная богема. В отличие от Москвы, Питер внимал музыке "штурцендеров", затаив дыхание, практически безмолвно, выдыхая в паузах между песнями... Но Бликса с компанией хорошо понимали как вести зал и при таком ритме. Уж с чем-чем, а с ритмом у EN всегда все было в порядке.
После концерта питерские промоутеры потащили "штурценов" на свалку, где те обнаружили настоящую дореволюционную медную ванну на львиных лапах, вроде той, что тащили по Одессе Красавчик и герой Харатьяна в фильме "Зеленый фургон". Конечно же, без нее дальнейшая судьба предстоящего альбома, по мнению Бликсы, была невозможна! Ванну, чуть не надорвавшись, донесли до грузовика, забросили в кузов, едва не проломив пол, и приперли в Пулково. И уже там, дотащившие ее с выпученными глазами до таможни, присевшие смахнуть трудовой пот белоснежным платком, почитатели индастриала, выяснили, что все не так просто: таможенники посчитали, что она золотая, как гири Корейко, - но все-таки возможно.. Но это - отдельная история.

Прошло 11 лет. Ничего не извменилось: на входе в Б1 и в зале - огромное количество старых и новых знакомых и друзей, а единственный бессмысленный и неуместный персонаж, мелькнув на секунду на входе, так же стремительно слился. До сих пор на сцене можно заметить натянутые пружины, листы метала, нагнетатель воздуха, станки и трубы. Но современные Einsturzende Neubauten - уже не оголтелые панки, скорее, интеллектуалы от шума. А EN все гнал и гнал свою удивительную телегу, и все были на сильнейшем позитиве. От звука, действа, самого духа музыки, и, конечно же, от каждого из участников EN. Группа значительно прибавила (хотя уж куда дальше), немного даже напоминая гигантского спрута а-ля Depeche Mode, плавно наступающего и захватывющего слушателя в плен.
Бликса был поначалу несколько суров, но потом его немного отпустило, и пошел настоящий EN во всей красе, силе и мощи, которых за годы разлуки стало еще больше. Они не могли сыграть все что хотели - и они, и мы, но они были в Москве, и сделали все точно как надо. На такой концерт, несмотря на внешнюю суровость и холод музыки, в которой подлинной лирики больше, чем в тысяче эстрадных баллад.

Бликса мило болтал с залом, а в финале еще больше разговорился - боялся, что не все успеют на метро, но его просили только петь еще, и вот уже во второй раз на сцену вытаскивали странную перкуссию, и все начиналось по-новой. Музыка играла и играла. А далее, как и в прошлый раз, EN будут играть в Питере. И если во всех 34 городах тура в поддержку альбома "Alles Wieder Offen" они играют так же, как и в Москве, то количество счастливых людей, находящихся на тот момент рядом, увеличилось ровно в столько раз.

27.04.2008, Алексей ПЕВЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

EINSTURZENDE NEUBAUTEN - свежие публикации: