После того как под сводами Б1 Maximum в последний раз мигнул и погас свет, а музыканты медленно ушли за кулисы, двухтысячный зал еще несколько секунд безмолвно стоял, и лишь потом, развернувшись, двинулся на выход. И дело не в ожидании биса, которых уже было два. Просто надо было прийти в себя.
Полуторачасовая задержка выступления Einstuzende Neubauten, ознаменовывалась познавательным зрелищем установки на сцене несусветного количества самодельных музыкальных инструментов - чести и гордости группы. Харизмы обведшего зал глазами фронтмэна EN Бликсы Баргельда (Blixa Bargeld) хватило бы на то, чтобы остановить карьерный самосвал, а уж в здании бывшего станколитейного завода он точно чувствовал себя на своей территории. Музыканты вышли и без лишних церемоний перешли к открывающей последний альбом композиции "Die Wellen". В постепенно нарастающем пульсе синтезатора и гитарных переборах растворялось все те терзания и ожидания, которые мучили перед концертом.
Сомнения в превосходной форме группы отпали, как башенный кран, после мощного
хука из четырех песен - уже упомянутой "Die Wellen", прекрасной саге о
внутреннем (и не только) убежище "Nagorny Karabach", растянувшаяся на
добрый десяток минут Dead Friends и разрушительная в своей дьявольской
изобретательности "Let's Do It Da-Da". Последняя вижвую оказалась
настолько впечатляющей, что впору было задуматься о возвращении к их первым
опытам - времен объединения "Гениальных Дилетантов", которые тогда еще были по
существу сугубо дадаистическими, ниспровергающими все возможные каноны и даже
более того - попирающими само понятия искусства как осмысленной деятельности
человека, в пользу спонтанной и иррациональной самореализации.
Сейчас у EN уже статус (о, страшное слово) классиков, но они не забывают те
принципы, что двигали ими, когда писался знаменитый альбом "Kollaps".
Теперь же Бликса предстает почтенной (это, конечно, если сравнивать с
московским выступлением 96-го года) публике в строгом черном костюме-тройке,
но его мефистофелевский образ идет теперешним четко структурированным песням,
пахнущим уже не только горячей стальной стружкой и машинным маслом, но и
хорошим кожаным креслом и дорогим коньяком. Впрочем, все обвинения в
напыщенности и мегаломании Бликса (хотя он и имеет по гамбургскому счету на то
полное право) развеял московским концертом - редко можно встретить артиста
настолько свободно общающегося с публикой. Баргельд шутил над манерой москвичей
хлопать в такт каждой песне, поздравлял с днем рождения Владимира
Ленина, подробно рассказывал о песнях и о происходящем в группе. Да и в
целом, по всему было видно, какое удовольствие получают музыканты от
выступления, хотя, казалось бы, не чувствующий музыкальных пауз зал и не самый
лучший звук могли бы свести его на нет.
Приятной неожиданностью стал второй бис, когда музыканты решили сыграть в своеобразные музыкальные фанты - из мешка наполненного шестью сотнями карточек с различными короткими предложениями, каждый из музыкантов должен был вытащить три штуки и, не показывая другим, сымпровизировать вместе на заданные темы. На слух совершенно шизофреническая затея, обернулась крайне интересной музыкальной зарисовкой - особенно показательной в плане последующего наименования всех выпавших самых карточек. Все сошлось настолько чудесным образом, что хотелось бы, чтобы к каждой композиции EN впредь прикладывались подобные разъяснения.
Уникальность Einsturzende Neubauten лежит в факте удивительного единения визуального и музыкального образа группы - все-таки диковинные источники звука и нестандартные способы его извлечения (например, раздухарившийся Александр Хаке (Alexander Hacke) играл на гитаре при помощи вибратора) - это не элемент шоу. Напротив, музыку новостроек невозможно представить без этого вот когда-то презрительного называемого "кастрюле-пылесосного" оркестрика. Там где другие строят причудливые композиции при помощи сэмплов и полевых записей, EN предпочитают воспроизводить все здесь и сейчас. Только они могут привезти за тридевять земель полтонны металлических штырей (или насобирать их по местным помойкам), чтобы с чувством высыпать их во время исполнения песни и дать всем насладиться чувственным переливом падающего железа. Наверно, все же стоит посоветовать пропустившим выступление поискать запись бутлега - "новостройки" с фабричной прямо-таки скоростью записали концерт и продавали желающим на выходе, многим исполнителям стоит поучиться подобной оперативности.
В Б1 великолепный состав развернулся на полную силу - особенно приятно было следить за действиями Н.Ю. Унру (N.U. Unruh) и Руди Мозера (Rudi Moser), отвечающих за самое важное в композициях "новостроек" - за ритм, то размеренно-умиротворенный, то дикий и первобытный. В пиковые моменты, а их было много взбаломашная и драйвовая "Let's Do It Da-Da", маршевый "WeilWeilWeil", агрегаты Мозера сотрясались под тяжестью безжалостной канонады ударов - и тогда казалось, что все - мир остановился на те секунды, пока Бликса кричит на разрыв, словно ножом ведут по стеклу. И нет сомнения в том, что в руках участников группы весь металлический мусор и отходы цивилизации, по существу предметы сугубо неживой природы получают все присущие белковым формам существования атрибуты - они страдают, воюют, перерождаются, испытывают оргазм - и новым знаменем, под которым Einsturzende Neubauten выходят к миру, стала именно человечность. И очевидно, что сейчас EN являют собой в чистом виде этакий пост-индастриал, не в смысле традиционного использовании этого термина (по временным признакам вбирающим в себя все музыкальные движения основанные уже после расцвета первой волны индастриала), а именно в значении какого отступления, пересмотра своих позиций, творческой рефлексии что ли, которая, например, отличала пост-панк от корневого британского панка. Их сентиментальные ламентации ярко контрастируют с угловатыми и крепкоскроенными парамеханическими гимнами урбанизации с ранних альбомов, но по сути "машинного" в них меньше не стало, просто в недрах этой могучей машины неведомым образом зашевелилась душа.
Когда в начале концерта Баргельд объяснял задержку выступления, зал хохотом ответил на слова о том, что группу задержали на таможне на 10 часов, приняв их причудливые инструменты за оружие массового уничтожения. Но не стоит недооценивать прозорливость пограничников.
Bernie LEIGHTON (1921)
Milton HOPKINS (1934)
Mitch MURRAY (1940)
Jody WATLEY (1959)
Рита МИТРОФАНОВА (1971)
KID CUDI (1984)
George JAMES (1995)