Скандинавская сцена, представленная на фестивале by:Larm в основном местными командами, настолько стилистически разнообразна, что слушатель сразу же забывает о музыкальном голоде. К примеру, есть в Осло группа Hiawata!, играющая громкое и звонкое инди. Высоченный вокалист и шквал гитар - людям нравится. Они хотя бы не воруют риффы и сценические замашки Oasis, как это делают их коллеги из The Fernets. Во время выступлении Hiawata! на сцену выпрыгнул их товарищ, разделся по пояс и в течении двух минут пел припевы, обжимался с солистом, а после чинно оделся и ушел обратно в толпу.
На I Was a King я сходил три раза. Здесь поигрывает на барабанах и басу Эмиль Николайсен (Emil Nikolaisen) из Serena Maneesh. В репертуаре группы есть сверхкороткие песни, что для критика всегда отрада. Играют фолк-шугейз, что-то вроде того. Три гитары, одна из которых акустическая, а за основные риффы отвечает девица Анна Мария. Guardian описывает их как Ragged Glory" Нила Янга (Neil Young) в версии Кевина Шилдса (Kevin Shields). Приходят в голову также самые громкие вещи Apples in Stereo. Обязательно послушайте их трек "Norman Bleik" - это хит.
Casiokids одна из самых забавных групп на фестивале. Они действительно играют на игрушечных синтезаторах Casio и мелодике (причем не воздевают ее в потолок, как большинство исполнителей, а суют трубку в рот и играют, как на обычных клавишах), а под конец сета басист взялся за контрабас. В принципе, это такой стадионный вариант восьмибитной музыки (8bit), только совсем не пластмассовый, а пышущий здоровьем. Выступление группы сопровождается видео, где на фоне мультфильмов пляшут тени - просто и просто смешно. Дебютный релиз Casiokids вышел совсем недавно на кассете(!) и называется "Fuck MIDI!".
VETO мешают электропоп (большинство песен начинаются с простого бита) с эмо (заканчиваются песни истошными воплями и нойзовыми гитарами) - получается почти ню-рейв. У них хорошие отзывы и, судя по реакции публики, они уже местные звезды, однако VETO, похоже, пока еще не умеют выдать свои крики за нечто большее.
Слушая Je suis animal, отделаться от параллели со Stereolab никак не получилось, хотя бы из-за количества девушек на сцене. Кроме того, на ум приходит британский инди-поп 80-х. Дебютный альбом "Self-taught magic from a book" вышел как раз к фестивалю, так что музыкантам оказывали повышенное внимание. Выступление было сначала мило, потом увлекательно, а в конце - напористо и яростно.
Во время выступления Moddi большинство зрителей сидит на полу. Кто-то задевает бокал с пивом (оно тут, кстати, стоит дороже, чем в Б1), так что образуется лужа, приходится ее оперативно сушить и менять диспозицию. Играющий на аккордеоне и гитаре Пэл Модди Кнутсен (Pal Moddi Knutsen) в компании с виолончелью, акустическим басом и барабанами создает нечто похоже на исландскую группу Slowblow. Большую роль в этой музыке играют паузы и тишина, на фоне (да, на фоне) которых он поет слегка жалостливым голосом. При этом публика старается не шуметь, так что единственными посторонними звуками оказываются скрипы двери в туалете и смех по поводу этого.
Без металлической сцены писать про Норвегию как-то глупо, но с другой стороны - понятно, что откровенного говна тут не делают. Я прослушал выступления Sonic Syndicate и Sahg - парни оглушительно прекрасны, но, кажется мне, те, кому необходимо, о них уже знают.
Кто еще из любимцев публики? Салем Али Факир (Salem Al Fakir) веселится в "Centrum" - это большой концертный зал в подвале отеля, с бархатными занавесями и прочей буржуазностью. Швед играет на клавишах, постоянно выпрыгивая из-за них, чтобы пошутить, представить коллег, да и просто - в такт музыке. Тут тебе и джаз-рок, и соул, и Принс, и Уандер. Комфортная музыка, заигрывание с аудиторией, полный успех.
The Lionheart Brothers живой пример того, как мода может испортить людей. Начинали они в самый первый день фестиваля на пре-пати с мощных психоделических переборов и, казалось, все будет отлично, но... Группу вдруг унесло в какой-то дурацкий диско-панк и даже на лице у вокалиста проступило какое-то страдальческое выражение (по крайней мере, хотелось бы верить, что это было оно). Правда, Стив Ламак (Steve Lamacq) с BBC 6Music позвал их в январе в программу "New Favourite Band", так что насчет личного фиаско можно поспорить.
The Low Frequency in Stereo - личный фаворит. На концертах они растягивают инструментальные композиция, многократно усиливая динамику до пикового состояния, когда, кажется, сцена вот-вот начнет разваливаться. Пост-роком это все же трудно назвать, скорее, это гаражная психоделика не без влияния краута. Помните вступление к песне The Doors "Touch Me"? А теперь представьте, что TLFiS могут растянуть подобные фрагменты минут на пять, причем не механически и скучно, а неистово и разнообразно. "They are the Coolest Rulers from Scandinavia!" - так про них сказал Дэвид Фрик ( David Fricke) главный редактор Rolling Stone. Место на фестивале находится и авангарду вроде Wildbirds & Peacedrums. Тут всего два человека - барабанщик и вокалистка, то стучащая по напольным томам, то играющая на цимбалах. Такая Лори Андерсон (Laurie Anderson) со сползающим с груди платьем. Другой фрик Goodiepal - родом с Фарерских остров. Во время его выступления демонстрируется документальный фильм, в котором он читает лекцию о современной музыке. Между тем сам автор сидит перед нами за столом, передвигает какие-то объекты и музыкально бормочет под нос, иногда создавая дуэты с самим собой. Смотреть на это почему-то приятно.
The Thing играют, как и большинство, около получаса (кому-то мало, а по мне - так в самый раз, чтобы передохнуть и добежать до следующей площадки). Однако 30 минут хватает, чтобы продемонстрировать почти весь спектр возможностей, которыми группа поразила москвичей в ДОМе: выкручивание примочек, избиение контрабаса, барабанные соло от которых невозможно оторваться. К концу выступления к сцене подходит Джелло Биафра (Jello Biafra) - днем он около двух часов проводил свое spoken word show. Наблюдая подобные штуки во второй раз, утверждаю, что это весьма увлекательно - у Биафры есть фирменные интонации, которые превращают не самые выдающиеся остроты (про президента США, основных кандидатов и пользователей Интернета, предпочитающих живому общение в мессенджерах, блогосферах, просиживающих пятые точки в социальных сетях, становясь орудием вирусного маркетинга) в шутки. Несмотря на пошловатую злободневность, в словах бывшего вокалиста Dead Kennedys есть сермяжная правда.
Кого же назвать главным событием? Наверное, выступление Lykke Li в "Bla", на которое пришлось прорываться боем. Она сейчас самая обсуждаемая шведская исполнительница. Ее первый альбом продюсировал Бьорн Иттлинг (Bjorn Yttling) из Peter, Bjorn & John. В ее композициях присутствует изрядная щепотка r'n'b, есть что-то от кабаре, новой волны, а сама Люкке двигается по сцене слегка отчужденно. Ее главная песня, безусловно, "Little Bit" была выпушена на собственном лейбле LL Recordings в сентябре прошлого года. Если она вас до сих пор не задела (вот, попробуйте), вы самый черствый читатель из тех, кто добрался до конца статьи.
Bucky PIZZARELLI (1926)
Domenico MODUGNO (1928)
Jimmy DAY (1934)
Joan BAEZ (1941)
Scott WALKER (1943)
Jimmy PAGE (1944)
David JOHANSEN (1950)