by:Larm - фестиваль передвижной. Начинали его в Трондхейме в 1998-м. В этом году с 20 по 23 февраля by:Larm утвердился в столице Норвегии Осло. За три дня фестиваля было отыграно 350 концертов при участии 1300 музыкантов на 27 площадках. Двум тысячам делегатам было предложено также 53 семинаров. Дело в том, что это мероприятие - своеобразная выставка достижений, рассчитанное на продвижение скандинавской музыки в Европе. Начавшись, как протестная акция против отсутствия интереса бизнеса к местным талантам, в 2001 by:Larm взял курс на интернационализацию и расширение. Так что промоутеры едут сюда не только отдыхать, но и работать. А вообще на фестиваль пришло 18 тысяч человек, среди которых и корреспондент Звуков.
Это прекрасно - фестиваль в крытых помещениях. Конечно, солнце, воздух, пиво,
палатки и прочее - это тоже хорошо, однако в клубах у вас больше шансов
послушать команду в правильной атмосфере, а музыка других коллективов не будет
проникать в паузах.
Что еще радует в столице Норвегии, так это развитая клубная сцена (кстати,
помимо основного фестиваля, у by:Larm появился в этом году младший брат
club:Larm, проходящий как бы параллельно, но внутри фестиваля. Вообще,
принцип распределения команд понятен только организаторам). Несколько
заведений, конечно, отдалены от главного шатра на Площади Молодежи. Но больше
половины находится в центре. А некоторые смотрят друг на друга дверями или
делят помещения. Скажем, в крупном "Rockfeller" (сюда ездят титаны
современности) располагает второй сценой, а если спустится на цокольный этаж,
то можно послушать еще одну группу в баре "John Dee". В местном
Гринвич-Виллидж, то есть в районе Grunerlokka, стоит промышленное здание с
неработающими трубами - это двухзальный "Fabrikken". Если перейти по
одному мосту - попадете в культурный центр "DoGa" (огромное помещение,
из обстановки - только небольшой бар и немаленькая сцена), если по другому -
увидите как рядышком уживаются "Indigo" и "Bla". Напоминает
Конюшенную площадь и Думскую улицу в Петербурге, но в тамошние бары артисты из
Канады, к примеру, почему-то не приезжают. Места мало. А тут его вполне
достаточно.
В процессе изучение местности был также обнаружен магазин одежды, в котором по
вечера звучала музыка, а также некое заведение с фейс-контролем, откуда при
температуре плюс пять выбегали девушки в вечерних платьях.
А рядом с "VG Teltet", где якобы играют хэдлайнеры, расположены
"Mono", "Gamla", "Revolver". Есть своя площадка у блюзменов
("Ostkanten bluesklubb pa Hr Nilsen"), и у металлистов
("Maiden"). Некоторые клубы вообще особо не тратятся на оформление,
максимум - это граффити, плакаты и милые сердцу безделушки. Зато сцена радует
глаз хорошим аппаратом. В "DoGa", помимо фолкеров и экспериментала, играет, к
примеру, еще и скрипичное трио, а в церкви якобы звучит и около-классическая
музыка, и синти-поп. По слухам активно продвигалась идея о создания поп-центра
при фестивале, так что то ли еще будет:
На by:Larm почти нет так называемых больших имен. Исключение делают две группы: Serena Maneesh играют в "Sub Scene" (куда пускают тех, кому исполнилось 18 лет - заметим, что ограничения по возрасту могут доходить здесь до 24 лет) и 120days - в крохотном зале на 150 человек. Естественно, перед клубом очередь, и даже долгие споры с администратором ничего не дают. Что же, это урок на будущее.
С другой стороны, в первый день фестиваля в клубе "Gamla" прыгала Harmonica: очень странная группа, играющая вроде бы довольно стандартное электро, но при этом на сцене почему-то нет баса, вокалистка весит немалое количество килограмм, а за музыку отвечают компьютер, барабанщик и лаконичный гитарист. Это что-то из разряда бэнд-серфинга, когда группу слушают друзья и - ты. И тебе нравится. Ведь прелесть таких фестов ведь не в том, что ты стоишь в толпе народу, исходишь потом, а ноги уже не держат, а в том, что находишь много новых интересных групп. Интересных тебе лично.
Bucky PIZZARELLI (1926)
Domenico MODUGNO (1928)
Jimmy DAY (1934)
Joan BAEZ (1941)
Scott WALKER (1943)
Jimmy PAGE (1944)
David JOHANSEN (1950)