Рок-фестивали - одно из главных летних развлечений. А для многих музыкантов, большую часть года подпирающих потолки распивочно-закусочных заведений, фестивальная сцена - единственная возможность заявить о себе большой аудитории и попробовать ее завоевать.
Особенно много сейчас проходит ежегодных слетов прогрессивной рокерской общественности. Sziget, Swedn Rock, Bang Your Head, Tuska, W:O:A... Кажется, что можно все лето не вылезать из турпоездок по Европе, мотаясь с одного open-air на другой. Лишь бы хватило времени и денег. Но иногда в поминутно выверенную программу фестивальных развлечений вдруг вклиниваются внеочередные рок-шоу - с подчас необычной программой, неожиданным девизом и в каком-нибудь экзотическом месте.
А ведь когда-то каждый новый рок-фестиваль был чудом и сюрпризом. И о том, чтобы проводить их по расписанию, никто и не думал.
15 августа 1969 года грянул легендарный Вудсток. От настоящего местечка Вудсток
фестивальное поле отделяли пятьдесят километров - первоначальная идея устроить
хипповскую сходку там накрылась медным тазом, а переделывать название было в лом.
По меркам дня сегодняшнего это было обычное массовое сборище в его самом
неприглядном виде. "Наркоманы, алкоголики и просто больные люди, большая
часть которых барахталась в грязи зрительного поля, меньшая - колбасилась на
сцене, обеспечивая всей этой помойке статус хипп-рок-мифа..." - так
охарактеризовала сие легендарное событие левацкая газета "Загубленное
Детство" (апрель 2000, N3). Увы, справедливость этого уничижительного
определения отрицать невозможно. "То, что происходило вне сцены, с трудом
поддавалось пониманию, - вспоминал Пит Тауншенд, лидер-гитарист
выступавших на фестивале The Who, - Бесчувственные тела, кидающиеся
друг на друга люди, ребята с плохим приходом... Казалось, вся Америка сошла с
ума..." Земляк Пита, великий Ян Андерсон был более категоричен:
"Я убедил менеджера, что нам не стоит играть в Вудстоке, потому что там
будет полно хиппи и наркоманов. На нас клеили ярлык хипповской группы. Такие
вещи меня раздражают. Вполне возможно, что после фестиваля мы бы распались, или
перешли к определенному шаблонному звучанию..." Сравните с позиций
сегодняшнего дня современное положение дел у The Who и Jethro Tull, а
также вспомните Джо Кокера и Джона Фогерти, неспособных по сей
день выйти за очерченные в конце 60-х рамки - и станет понятно, что Андерсон
был прав. Тем более, что в следующем, 70-м году, двоих героев Вудстока -
Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, - вышибли с этого света
банальные передозировки.
С середины 90-х брэнд Woodstock периодически пытаются возродить. Но
былого умопомешательства уже не наблюдается.
В 1969 году в Штаты эмигрировали подальше от суровых британских налогов
молодые, зубастые и амбициозные Rolling Stones. Воодушевленные
Вудстоком, музыканты решили, что лучший способ заявить о себе на новом месте во
весь голос - это устроить рок-фест самим. Заручившись поддержкой Карлоса
Сантаны, Jefferson Airplane и еще нескольких местных рок-звезд, парни
двинули в Калифорнию, где тепло даже зимой. Шоу было назначено на 6 декабря в
местечке Алтамонт близ Лос-Анжелеса. Это был первый случай приглашения в
качестве охраны мероприятия байкерской группировки "Hell's Angels", и
ничего хорошего из этого не получилось. Вместо праздника вышло побоище.
Вокалист JA Марти Бэлин (Marty Balin) отбыл со сцены в больницу с проломленной
башкой, а один из зрителей скончался от ножевых ранений.
Известно, что вскоре после этого случая ролинги перебазировались из Америки во
Францию, и не выходили на сцену пять лет, а Мик Джаггер публично зарекся
когда-либо приглашать байкеров в качестве охранников. Ходят также слухи, что
после этого заявления несколько особо неугомонных "ангелов" затаили на Джаггера
злобу, и даже планировали совершить на него покушение, подплыв к его
американскому дому на берегу океана неподалеку от Хэмптонса - однако десанту
помешал перевернувший
моторку шторм. Так это, или нет, знает лишь ФБР. Зато шустрый дедок Оззи
Осборн и тевтонские толкиенисты Blind Guardian нынче вовсю
раскатывают по свету с фестивалями имени себя любимых. Жизнь продолжается...
1 августа 1971 года в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден Джордж Харрисон замутил свой знаменитый благотворительный The Concert For Bangladesh, на котором, помимо самого организатора выступили Эрик Клэптон, Ринго Старр, Билли Престон, Боб Дилан и Рави Шанкар. Следует заметить, что все, кроме почтенного индуса, примерно в то же время приняли участие в записи третьего сольника Харрисона "All Things Must Pass". Чем все-таки отличаются рокерские тусовки от артистического мира вообще - так это практически полным отсутствием границ между своей сценической жизнью и реальностью. Случись чего явно не вписывающееся в будничные рамки - все тут как тут. В Бангладеш проблемы? Держитесь ребята, но пасаран! Через год Харрисон и Шанкар получили за свой ценный почин специальные награды ЮНИСЕФ.
Самым известным на сегодняшний момент
благотворительным рок-фестом остается
легендарный Live Aid задуманный Бобом Гэлдофом как акция в помощь
голодающим Африки. Шоу состоялось 13 июня 1985 года на связанных спутниковым
телемостом стадионах в Лондоне и Филадельфии. Событие это пополнило копилку
рок-мифов историями о том, как во время выступления Пола МакКартни
звукорежиссеры перепутали мониторы с порталами, а маленький лысый Фил
Коллинз благодаря наличию собственного самолета успел отметиться за
барабанами на обоих континентах. Какого-либо продолжения фестиваль не
предполагал, но к 20-летию события в Гайд-Парке неожиданно случился украшенный
подозрительно похожей эмблемой Live 8. Впрочем, в этот раз
благотворительные цели мероприятия оказались в тени воссоединения Pink
Floyd в классическом составе на четыре песни.
Сейчас уже мало кто помнит, что в первом Live Aid принимал участие и
отечественный коллектив. Это был Автограф, чей вокалист Артур
Беркут ныне известен своими блаженными песнопениями в составе бой-бэнда
Ария. Правда, до стадиона Wembley (не говоря уже о Филадельфии)
выдернутые из отпусков музыканты добраться не успели, и отыграли свои две песни
"по трансляции" - их живую игру в одной из московских телестудий можно было
наблюдать во время одной из "пересменок" на стадионных экранах.
А потом рок в своей гуманитарно-благотворительной ипостаси пришел к нам сам. Правда, за благотворительной идеей стояла дурь - причем в прямом смысле слова.
Повязанный в конце 80-х на спекуляциях с анашой американский промуотер Док
МакГи был приговорен к общественно полезной деятельности. Вынужденную
"завязку" парень решил отпраздновать с размахом. Таким было начало вторжения
"монстров рока" в славный город Москва. Пришедшаяся ко двору в последний год
антиалкогольной компании идея Музыкального Фестиваля Мира была воплощена
в Лужниках 12 августа 1989 года.
Неизбалованную тогдашнюю московскую публику ждал ряд потрясений. Обливающий
первые ряды фанатов водой из ведра Оззи Осборн, голая задница Никки
Сикса, одевший ментовскую фуражку, и рискнувший пройти, братаясь с народом,
через все стадионное поле Джон Бон Джови... С организатором мероприятия
Стасом Наминым случилась небольшая истерика, когда об сцену разбилась
чья-то случайная бутылка. Его можно понять. Индустрии пластиковой посуды в
Советской России тогда не существовало. Кроме того, безопасность подобных
мероприятий тогда блюли строже, чем даже летом 2002 года, и одной бутылки было
достаточно для прикрытия всей лавочки. Забавно, что попавший в число
разогревающих артистов Гарик Сукачёв смотрится на сохранившихся архивных
видеозаписях образцом приличия. Кажется, голая задница Никки Сикса была для
него дурным примером - то-то с тех пор на каждом open air Гарик норовит снять
штаны при всем честном народе.
Музыкальный Фестиваль Мира вообще был богат на дурные примеры. Уже легендарной
стала история о том, как воодушевленный обильными возлияниями в кулуарах этого
антиалкогольного мероприятия Оззи по возвращению домой потребовал продолжения
банкета, в результате чего чуть не поубивал всех домашних, и был
госпитализирован с диагнозом "белая горячка".
12 августа 1980 года под впервые прошел фестиваль Monsters Of Rock в Касл-Донингтоне. И проходил с тех пор каждый регулярно. В конце XX века слава Донингтона несколько померкла, но в новом столетии его место занял трехдневный Download. А вот до города Москвы корпорация монстров рока добиралась всего один раз - 28 сентября 1991 года. Тогда на поле Тушинского аэродрома впервые была воздвигнута сцена с видеоэкранами, осветительными приборами, пиротехникой и вообще всем, что положено. А съехавшиеся со всей страны метал-хэды услышали и увидели настоящих живых ACDC, Metallica, Pantera и Black Crowes. Российскую сторону представляла культовая анархо-группировка E.S.T., исполнявшая уличный хэви-трэш с текстами на казацкие, анархические и мелкоуголовные темы. Несколько портил праздник жизни тот факт, что пластиковая посуда, равно как и передвижные туалеты в нашем глухом самогонном краю по-прежнему были не в ходу. По посещаемости шоу в книги рекордов не попало, а вот по чрезвычайным происшествиям... Статистика: "Около 100 человек обратились в медпункты. 51 госпитализирован. 50 задержаны с холодным оружием и наркотиками, 1 - с огнестрельным оружием". Рок вернулся в Тушино лишь летом 2000 года - но это уже другая история...
И без того неспокойный, богатый на комендантские часы и дни, а также танки и баррикады август 1991 года прославил революционный Петроград симптоматичным мероприятием "Рок Против Танков". Тем, кто в безнадеге щелкал вечером 22 августа переключателем полуослепшего телевизора, неожиданно повезло - питерский канал неожиданно озарился видением сооруженной на Дворцовой площади сцены. На сцене чуть ли не в гранджевом угаре рубился Наутилус Помпилиус (альбом "Наугад" к тому моменту еще не дошел до масс). Победа рока над танками казалась свершившимся фактом. Однако после двух песен следующего оратора, Игоря Талькова, канал вновь прервал вещание. И были тому виной отнюдь не козни темных сил, а начавшееся к этому моменту слияние артистов и публики в деструктивном алкогольном экстазе. Миссии мира в очередной раз не вышло.
В общем, никогда толком не знаешь, чем закончится тот или иной внеплановый рок-фестиваль. Поход на подобные концерты - развлечение не для сосунков. Помните это и будьте бдительны.
1837 – Родился Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, руководитель кружка 'Могучая кучка" »»
1837 – Родился Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, руководитель кружка 'Могучая кучка" »»
1969 – Первое выступление Led Zeppelin в США. Во время их первого концерта в клубе Whisky A Go Go на разогреве играла группа Alice Cooper »»
Julius LAROSA (1930)
Roger MILLER (1936)
Лариса ДОЛИНА (1956)
Chris BOLTENDAHL (1962)
Mr. C (1964)