Если рок - это и правда - церковь, то Антон Корбайн (Anton Corbijn) - главный ее иконописец. И не в том пошлом смысле, что фотографирует он поп-идолов и рок-звезд, а в обратном - на его фотографиях видишь сначала просто человека, а потом, если получится, можешь разглядеть и тайну его жизни. Вот откуда слава Корбайна как великого фотографа, а сегодня уже - и режиссера.
Когда-то, почти тридцать лет назад, в своей
глухой голландской деревушке на
берегу моря Корбайн впервые услышал Joy Division. И настолько был
потрясен этой музыкой, что вскоре покинул родную деревеньку и без копейки в
кармане подался в Англию, что бы быть поближе к своим кумирам. И вот спустя
годы Joy Division снова круто изменили его жизнь. Знаменитый на весь мир
фотограф и клипмейкер на шестом десятке лет снял дебютный фильм о своей первой
любви - о группе и легендарном солисте Йэне Кертисе (Ian Curtis),
покончившем собой в возрасте 23 лет, на взлете жизни и таланта.
Фильм о трагической судьбе поэта и музыканта
(его название -
"Контроль"/Control - отсылает к одной из программных и самых личных
песен Кертиса "She`s Lost Control") уже успел получить награду в Каннах
за лучший дебют, его уже назвали самой трогательной биографической лентой и
лучшим английским фильмом 2007 года. И вот 20 марта Корбайн, который любит
бывать в Питере (напоминающем ему о родной Голландии), а в Москву наведывается
не так часто, презентовал в столице свой дебютный фильм и выставку фото-работ
(которая проходит в Музее современного искусства на Петровке, 25 и
продлиться до 27 апреля). Выставка может потрясти, фильм - вызвать катарсис:
По моему скромному мнению, Joy Division -
главная группа в истории рок-музыки
(не считая, конечно, The Beatles) вообще (и, думаю, не так уж мало людей
со мной согласятся). Интеллектуальная музыка 80-х и 90-х без JD просто
немыслима. Величественные фрески Dead Can Dance, сладкие сирены
Cocteau Twins, мрачная готика Bauhaus и Sisters of Mercy,
индустриальные симфонии Einsturzende Neubauten, апокалиптик-фолк
Dead in June и Sol Invictus - всем им открыли двери меланхоличные
пост-панковские медитации Joy Division. В любви к ним признавались и Боно
(Bono) и Девид Боуи (David Bowie), и Брайан Ино (Brian
Eno) с Дэвидом Бирном (David Byrne)...
Кстати, всех их (а также Мика Джаггера, Bjork, Depeche Mode, Kraftwerk, Тома
Уэйтса, Ника Кейва, Бликсу Баргелда и многих-многих других) можно увидеть
на фотовыставке Корбайна, - не звездные портреты, а все те же метафизические
медитации на границе жизни и смерти. "В Англии в то время молодежь с помощью
музыки пыталась вырваться из отчаяния", - вспоминает Корбайн. На этой
экзистенциальной грани и балансируют его герои:
Как и в фотоработах Корбайна, ничего звездного и легендарного в его фильме нет.
Нет в нем и ничего похожего на "Круглосуточных тусовщиков" Майкла
Уинтерботта, вышедшего несколькими годами ранее и реанимирующего то же
время, в том же месте, и с теми же, в сущности, персонажами. "Это фильм не о
музыке и не о Joy Division", - сказал Корбайн, представляя "Контроль" в
Киноцентре "35 мм". Действительно, этот черно-белый, монохромный фильм
(каждый кадр которого просится быть запечатленным в вечности), полный депрессии
и "бытовухи", хорошо знакомых каждому, - всего лишь история нескольких
потерянных в жизни и раздавленных ее бессмысленностью и рутиной людей. Рабочий
пригород Манчестера начала 70-х - тот же Советский Союз середины 80-х. Драма
поколения, если угодно. Иными словами - икона:
Никому неизвестный Сэм Рейли в роли Кертиса до мурашек по коже похож на
живого Йэна. "Сниматься в этой роли никто не хотел, - признается
Корбайн, - слишком уж мрачная аура у этого парня. Поиск актера был
изнурителен, Райли (он родом почти тех же мест, что и Йэн) пришел на один из
открытых кастингов, и когда я увидел его на пленке, испытал что-то вроде шока.
С той стороны кадра на меня смотрел живой Кертис"...
Остается сказать, что парни в роли Joy Division поют и играют в кадре по-настоящему (при том, что актер, играющий, например, гитариста, впервые взял в руки гитару за два месяца до съемок). Но ощущение, что перед тобой настоящий Joy Division - не покидает ни на минуту. А заключительный кадр с трубой крематория, из которой под растворяющиеся в бесконечности звуки песни "Atmosphere" валит в пустое небо черный дым способен врезаться в вашу память навсегда. Фильм начисто лишен какой-бы то ни было мистики. Но в какие-то моменты может показаться более зловещим, чем любое "восстание живых мертвецов".
Одна из первых фотографий Корбайна,
сделавшая его знаменитым (ее можно увидеть
на выставке) - четверка Joy Division, стоящая наверху уходящего вниз эскалатора
лондонской подземки. "Квартет путешественников на границе ада", - замечает
Корбайн. Один из путешественников чуть обернулся, будто в надежде вырваться -
это, конечно, Йэн. "Теперь эта же история нисхождения Йэна Кертиса в ад сделала
меня знаменитым. Я вошел в адскую реку дважды"...
1995 – Валерий Сюткин заявил, что покидает группу «Браво» и начинает сольную карьеру »»
Lowell GEORGE (1945)
Al GREEN (1946)
Михаил ШУФУТИНСКИЙ (1948)
Peabo BRYSON (1951)
Александр КУТИКОВ (1952)
Jimmy DESTRI (1954)
Louis JOHNSON (1955)
Сергей ШНУРОВ (1973)
Lou BEGA (1975)