Не зря вся продвинутая общественность пророчила 2008-му статус года интеллектуального металла: кроме ожидающихся альбомов от монстров жанра, это еще и насыщенный концертный сезон. И эти ожидания подтвердились - хоть выступление стоунер-металлических агрессоров Down в клубе Б1 заранее предвещало быть чем-то из ряда вон выходящим, то, что в итоге получили зрители, превысило все даже самые взыскательные ожидания. Именно после таких концертов теряется способность говорить членораздельно, заставляя под шквал эмоций, непроизвольно раздувать щеки и всплескивать руками. Но мы все же попробуем подвести итоги такого знаменательного зачина.
Московской публике с Down, что тут говорить, феноменально повезло - такие шансы редко выпадают нашему слушателю: группа состоящая из суперпрофессионалов, набивших руку в культовых коллективах (Crowbar, Corrosions of Conformity, EyeHateGod, Pantera), ведомые самым честным приверженцем тяжелой музыки в мире - Филом Ансельмо (Phil Anselmo), явление, в общем-то, уникальное. В случае других колоссов хэви из прошлого (Slayer, Metallica), то все они, несмотря на свое мастерство, уже порядком утомлены играть "Raining Blood" или "Battery" в сорокапятитысячный раз, тогда как с Down совсем другая история. Новый материал и яростный запал Ансельмо, в очередной раз собравшегося "прокачать этот проклятый мир", хватает на то, чтобы задвинуть как заслуженных героев, так и подающих надежды новичков. Московскому выступлению пошел на пользу и тот факт, что этим концертом стартовало европейское турне группы - редкий случай в мировой практике.
С первых минут Down показали публике, что настроены крайне серьезно - в ход пошел боевик еще времен первого альбома "Underneath Everything". Мощные запилы не прекращающих позировать перед камерами гитаристов и яростная молотилка от Джима Бауера (Jimmy Bower), переигравшего в львиной доле всех сколько-нибудь важных металлических проектов прошлого, великолепно сочетались с грамотной подачей коллектива. Сценического мастерства и невероятной харизмы Ансельмо с годами только прибавилось: татуированный гигант в майке с надписью Doomed Morale, то занимая свирепую позу вождя народов, то изображая эякуляцию посредством бутылки с водой, швырялся в зал всем что попадалось под руку, вешался на микрофонном шнуре, не забывая отпускать фирменные шутки сардонического толка.
Если в далеком 91-ом на фестивале "Монстры рока в СССР" бритый налысо Ансельмо смахивал на младшего брата Генри Роллинза (Henry Rollins), то теперь, отрастив длинные иссиня-черные патлы, он стал похож одновременно на громилу Питера Стила (Type O Negative) и Трента Резнора (Trent Reznor) периода усиленной физической подготовки. Заряжая один зубодробительный хит за другим, Ансельмо не забывал об обязательных конферансах между песнями, расставляя нехитрые акценты перед песнями: "Эту мы посвящаем Даррелу Даймбэгу (убитому на концерте собственной группы Damageplan со-товарищу Фила по Pantera - прим. авт.), эту памяти последствий урагана Катрина, а это просто чертовски, мать ее, тяжелая вещь". Как проявление некоторого высшего юмора группа в чем-то оправдала свое название - фронтмен в бешенстве вполне соответствующем рычащему звуковому ряду всадил микрофонную стойку в пол сцены так, что она сложилась, и дальше ему приходилось петь уже из положения "на полусогнутых".
Создавалось ощущение, что Down приехали в Москву исключительно ради того, чтобы испытать местную публику на прочность, сгибая и придавливая зрителей утюжащей волной звука, разнося все вокруг дредноутским грохотом гитар и скрежетанием голоса Ансельмо. Down, казалось бы, легко должны были выполнить свою задачу, но нет, публика подобралась достойная своих кумиров. Словно почуяв трогательные (от такого-то монстра) слова Ансельмо "Музыка - это язык вселенной", на концерт собрались непримиримые еще десять лет назад враги: верные ранней Pantera седеющие трешеры, одетые в мешковатый камуфляж нью-металлисты, небольшие группы ценителей стоунера и увлекающаяся металкором модная молодежь - публика крайне разношерстная, но неожиданно сплоченная.
Особое впечатление произвели голые по пояс крепыши, устраивающие под обколотый тракторный блюз Down пого-дэнс в середине зала - эти люди казались настоящими машинами из ада: за весь концерт не проронив лишнего слова, они исступленно рубились. Слышно было лишь хлесткие звуки сталкивающихся в паузах песен тел. В передних рядах наряду с постоянно поднятыми "U" периодически взлетали вверх чьи-то ноги, а в особо темпераментные моменты слэм охватывал до половины зала. И чем громче орал Ансельмо, тем больше удовольствия высвечивалось на лицах поклонников. Надо отметить, что порой Down громкость развивали совершенно, не к ночи будет упомянуто, Lighting Bolt'овскую, и хоть не было сыграно ни одной вещи Pantera (которые нарушили бы стройную концепцию концерта) мощности звука хватило бы на нужды самого завода Орджоникидзе.
Железобетонная прочность фанатов, вероятно, несколько удивила и самих музыкантов: они постоянно переговаривались с залом и с удовольствием принимали летящие из зала подарки - от большого плаката группы, до лифчика (ну какой настоящий рок-концерт без этого), который долго мусолил в руках инфернальная реинкарнацию бывшего гитариста Алисы Андрея Шаталина гитарист Кирк Вайндштайн (Kirk Windstein). Впрочем, все музыканты Down похожи на таких вот отряхнувшихся от земли зомби от хэви-металла, наделенных не только гигантским опытом, но и нечеловеческой силищей. Самым же характерным из всех "даров" стал брошенный на сцену пузырек с жидкостью для мыльных пузырей, который внимательно осмотрел Ансельмо, скорчив недовольную мину и неодобрительно вышвырнув обратно.
В скоростной смене песен нашлось место всему - классическому тяжелейшему стоунеру с первого альбома, вязким обвалам низко стелющегося сладжа, трэш-металлической пилораме, тягостному думу в его американском толковании и даже медленной лирической композиции "Jail". Окутанные ядовито-зеленым дымом, музыканты не забывали добавлять театрализованных элементов - устраивали гитарные дуэли, вытаскивали из зала самых отпетых волосатиков для турнира по "хаеротрясению" и кокетничали с девушками фотографами - вели себя как и полагается настоящим звездам. Единственная мысль, которая мучала в течении концерта, когда же от напора этой первобытной мощи взорвутся и разлетятся на тысячи осколков громадные блестящие дискотечные шары, столь бесполезно и не к месту вертящиеся на потолке клуба.
В итоге Down произвели впечатление резиновой бомбы из старого анекдота - когда-то ударив по Тушино, она вернулась из стратосферы, чтобы снова принести массу ощущений. Потеряв Pantera, но преумножив задор, Ансельмо предстал перед публикой настоящим творцом, как бы странно это не звучало - он доказал, что умело созидать разрушение тоже искусство. Грозные южане легко вернули понимание того, что есть настоящий тестостероновый концерт - нечто среднее между скотобойней, цирком и балетом, и сделали это очень правильно, ведь основная сила метала именно в его объединяющих способностях. Кроме того, Ансельмо показал, что такое настоящий стоунер - когда оцепенение и ступор охватывает уже после концерта и пытаешься осознать, что же все это таки было, а не, скучая, дубеешь от гитарной мути.
Дата образования:
1 января 1991
1943 – Родился кантри-певец и композитор Рэнди Ньюман. Его песни исполняли и исполняют Лайза Миннелли, Рэй Чарльз, Рик Нельсон, Эрик Бердон и другие звезды, а его саундтреки сопровождают все фильмы студии Pixar »»
Berry GORDY JR. (1929)
Clarence FOUNTAIN (1929)
Gato BARBIERI (1934)
Randy NEWMAN (1943)
Paul SHAFFER (1949)
David CASTLE (1952)
Duncan TOWNSEND (1981)