Мексиканец Фернандо Корона (Fernando Corona), выступающий под именем Murcof, - фигура в звуковом искусстве столь значительная, что влияние его творчества на развитие современной музыки, пожалуй, только предстоит осознать. Он родился в 1970 году в Тихуане и его развитие как музыканта прошло множество этапов - от акустического рока до экспериментальной электроники. Он занимался продюсированием местных тихуанских рок-групп, писал саундтреки к фильмам и видеоиграм, делал ремиксы на произведения известных музыкантов (например, неверных академистов Kronos Quartet или джазового подвижника Майлза Дэвиса (Miles Davis). В начале нулевых он совместил свой интерес к европейской неоклассике (Арво Пярт, Хенрык Гурецки) с опытом создания электронной музыки (Корона был одним из участников тихуанского арт-объединения Nortec Collective, совмещавшего в своем творчестве электронную музыку и видеоарт). После выхода альбома "Cosmos" (2007) Корона, перебравшийся из Тихуаны в Барселону поближе к европейским концертным площадкам, начал активную концертную деятельность, и, по приглашению культурного центра "ДОМ", посетил и Москву.
Помимо самого Фернандо Короны - скромного
низкорослого дяденьки с густой черной бородой - вышел также Франческо
Тристано (Francesko Tristano), 27-летний пианист из Люксембурга,
участник множества конкурсов
и фестивалей фортепьянного искусства, исполнитель Баха, Равеля и
Прокофьева. Тристано также известен и как композитор-минималист - в 2007
он записал альбом "Not For Piano", причем продюсером (и со-автором одной
из композиций) выступил как раз Корона.
Заняв свои места (Тристано за роялем, а Фернандо за столом с лэптопом
и множеством синтезаторов, секвенсеров и прочих электронных
приспособлений), музыканты выдержали долгую паузу, после которой из
порталов стала постепенно вырастать пульсирующая тишина, в какой-то
момент взорвавшаяся атональным фортепианным аккордом. Подхватив этот
звук, электронные приспособления превратили его в новое наслоение обертонов, на
которое через определенный промежуток времени
Тристано опустил еще один мощный аккорд. Так, подобно чешуе,
ноты, казавшиеся случайными, слоями ложились на плотную основу из отголосков
самих себя, и к концу уже первого получаса выступления большая часть
зала пребывала в состоянии глубокой музыкальной медитации.
Основная часть публики была достаточно молода, но, без сомнения,
подготовлена - например, только на сайте last.fm в качестве посетителей
мероприятия отметилось около 50 человек. ДОМ был полон и, очевидно,
не случайными людьми. Впрочем, и среди них попадались персонажи,
желавшие услышать скорее глитч и idm, чем эмбиент, но и они получили
свое, когда Murcof запустил рваный бит в духе самых бодрых вещей с
альбома "Martes". Впрочем, происходившее на сцене было скорее не
исполнением отдельных треков, а цельной музыкальной мистерией, и
звучавшие порой громовые аплодисменты даже мешали процессу - сам Murcof,
скупой на эмоции, один раз попытался предостерегающим жестом успокоить
восхищенную публику.
А восхищаться было чем - Тристано использовал все
возможности своего инструмента, в том числе перкуссионные (и тут нельзя
не вспомнить выступавшего в ДОМе же фри джазового пианиста Ника
Барча). В некоторых композициях
рояль, по меткому выражению одного из блоггеров-очевидцев,
"будто бился о стену мощного шума", неожиданного выраставшего из,
казалось бы, едва заметного, но назойливого фона. Мощнейшая финальная
вещь напомнила своей фортепианной партией самые яркие моменты из
европейских импровизационных концертов другого джазового пианиста и композитора
Кейта Джарретта.
После, стоя за кулисами, Murcof, выглядели абсолютно
спокойными, какими были и на сцене, когда находились в самом эпицентре
созданного ими звукового смерча. Теперь Фернандо Корону,
как и Франческо Тристано, получалось воспринимать не как музыкантов, но
как волшебников (именно так и назвала их одна из зрительниц,
пробравшаяся за кулисы с целью получить автограф) - происшедшее на сцене
было скорее путешествием в будущее музыки или за грани
известной нам музыкальной Вселенной. Именно об этом говорит сам Фернандо,
описывая свой альбом "Cosmos": "Он вдохновлен тем удивительным
ощущением радости и смирения перед некоей большой тайной, когда темной
ночью, где-нибудь вдали от городских огней, рассматриваешь звёздное небо
- и понимаешь, что вне созданного человеком мира - бесконечная
Вселенная; и как мал человек по сравнению с ней".
Floyd DIXON (1929)
John WILLIAMS (1932)
Vince NEIL (1961)
Андрей ГОРОХОВ (1964)
Joshua KADISON (1965)