Все, что связано с приставкой "этно", сейчас в Армении весьма в
почете. Живопись, архитектура, и, конечно, музыка. С легкой руки Арто
Тунчбояджана это увлечение стало повальным. Сегодня только в Ереване 60-70
процентов групп работают с фолком в той или иной манере и формате. А года 3
тому назад несколько участников группы "Armenian Navy Band" сидели
после репетиции и думали "А чего бы еще этакого сделать?". Зашел
лидер группы маэстро Тунчбояджян : "Чего пригорюнились?" "Да
вот, думаем, чем бы еще заняться". "А вы еще одну группу создайте -
не вечно же вам играть под моим руководством". Так сейчас вспоминают об
этом клавишник Ваагн Айрапетян, трубач Тигран Сучян и саксофонист
Давид Налчаджян. Так в 2005 году на армянской сцене появился коллектив
Катунер ("кошки" по-армянски), в который, наравне с
основателями, вошли басист и виолончелист Артем Манукян и барабанщик
Тигран Саноян.
Стиль, который представлял квинтет, на первых порах
можно было отнести к популярному в 80-90-х M-BASE, изобретение которого -
заслуга саксофонистов Стива Коулмена и Грега Осби. Это длинные,
сложные по построению, многочастные и составные по ритмике композиции, где
больше внимания уделяется композиционности, чем индивидуальной технике и
импровизации. Громко, напористо, сложно, часто замысловато. Музыка, постоянно
заставляющая находиться в напряжении, следить за ходом и развитием мысли
композитора и исполнителей. Тем не менее, пространные, сложные и местами
какие-то яростные соло инструменталистов будоражили кровь и заставляли работать
мозги. Может быть, это не всегда удобоваримо, но очень интересно и
увлекательно. Музыкальный паззл, состоящий из многих, иногда даже не совсем
гладко совмещающихся друг с другом музыкальных фраз, вдруг, по мановению
волшебной палочки, управляемой умелой рукой, складывается в одну цельную
музыкальную картину.
В таком формате "Коты" дали множество концертов, а одно их
выступление, под открытым летним небом в одном из парков столицы Армении было
записано центральным телеканалом и на длительное время стало популярно среди
любителей серьезной музыки.
Но вот, после года экспериментов, поисков и находок, в коллективе произошли
серьезные изменения. Поменялся барабанщик. Новый, Арман Джалалян, сделал
ритмическую основу более четкой и осмысленной. Еще один духовик, опытный
тромбонист Ашот Арутюнян, прибавил звучанию группы солидности и мощи.
Ну, а с приходом и седьмого участника - виртуознейшего исполнителя на восточной
перкуссии и на армянских фольклорных духовых,- добавило звучанию получившегося
септета этники, а следовательно и экзотики, и даже некой пряности, в хорошем
смысле слова. Новый состав "Катунер" выступал на международном
джазовом фестивале в Тбилиси, играл в московском ДОМе и, наконец, записал свой
дебютный альбом, который номинировался на Armenian Music Awards-2007.
Семь композиций, при помощи которых участники ансамбля пытаются передать дух
современного Еревана (недаром альбом нызвается "Нореван" - т.е.,
новый Ереван ("нор" по армянски "новый"), ритм жизни
города, стиль его жизни. Если попытаться охарактеризовать сегодняшний саунд
коллектива, лучше всего взять мощь и внутреннюю энергетику Blood, Sweat &
Tears, Chicago, Mob, добавить армянскую фольклорную сущность и получить
искомый звук. И обязательно надо отметить, что обе эти составляющие
представлены на альбоме приблизительно одинаково. Весь альбом - удивительно
ровный по духу и создаваемой атмосфере. Слушатель словно наблюдает внутреннее
соревнование мощной духовой группы и солирующих фольклорных духовых - дудука и
зурны. Время от времени, в самый неожиданный момент, в соревнование включается
и клавишник Ваагн Айрапетян. Он то мягко стелет свой воркующий, какой-то
крадущийся, вкрадчивый звук под солирующих партнеров, то вырывается на передний
план музыкальной эквилибристикой в духе незабвенного Джо Завинула. А все
это надежно держится на плечах очень глубокого (в стиле "мясо") баса
и гулких барабанов yamaha artist Армана Джалаляна. Количество медленных
и энергичных тем одинаково - After Phone Call, New Ballad, Oror, Zela'.
Первые - классические баллады с солирующими флюгельгорном, дудуком и мягкими
клавишными, а остальные три - штормовые и какие-то безбашенные номера. Как
составляющие одного единого целого, здесь намешаны и фолк, и боп, и джаз-рок, и
традиционный джаз, и фри джаз, причем в равных пропорциях. Кстати, все
композиции написаны разными участниками септета, и это очень чувствуется - они
в какой-то степени выражают такие разные характеры создавших их музыкантов. Но
разные внешне, они почти все одинаковы по духу - добрые и мягкие.
О двух номерах хочу сказать особо. Первая тема - "После телефонного
звонка" - некий симбиоз старой песни, которая господствовала на
армянской эстраде в 60-70-хх годах и классической джазовой баллады, тоже очень
доброй и нежной. Теплая, красивая армянская базовая мелодия и ее абсолютно
западное развитие, прекрасно ужились в одной оболочке, созданной автором.
Вторая - умиротворяющая акустическая колыбельная Норайра Карташяна,
посвященная его дочери, где тему попеременно ведут дудук и виолончель под
аккомпанемент фортепиано.
Весь дизайн альбома создан лучшим армянским художником-мультипликатором
Артуром Саакянцем. В оформлении - полная гармония музыке: самобытно,
оригинально, модерново, но в то же время очень красочно и по доброму.
1943 – День рождения Джорджа Харрисона, композитора, певца, гитариста группы "The Beatles" . Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён по версии журнала Rolling Stone »»
1984 – Элтон Джон неожиданно сочетался браком с Ренатой Блауэл. Брак оказался непродолжительным по причине "сами-знаете-чего" »»
Eric ANDERSEN (1943)
Maceo PARKER (1943)
Otis GRAND (1950)
Michael DOUCET (1951)
ICE T (1959)
David HOLMES (1969)
Алина ЮДАЕВА (1971)
Rob THOMAS (1972)
Jeru THE DAMAJA (1972)