Фрэнк Блэк (Frank Black), бессменный лидер Pixies, ключевая
фигура в истории американского колледж-рока и indie, свой первый сольный
альбом записал тайком от коллег незадолго до распада самих Pixies. И с тех пор
он развивает совершенно шестидесятнические скорости - за 15 лет сольной карьеры
выпустил без малого 20 альбомов и сборников редкого материала. Особого
коммерческого успеха они не завоевали, чего никак не скажешь об с успехе
творческом: без лишнего шума Блэк разобрал наследие Pixies (альбомы "Frank
Black", "Teenager of the Year"), освоил мягкий полуакустический блюз
и кантри, записал несколько пластинок с сайд-группой the Catholics и
успешно возвратился к своим альтернативным корням.
Создается впечатление, что кропотливое подведение итогов - важная черта
характера Блэка: ведь все возможные материалы Pixies были
переизданы еще в 90х. Что касается "периода распада", то Блэк уже выпустил
рефлексивный двойник "Frank Black Francis" и суховатый сборник
"93-03".
В отличии от шизофренического "Frank Black Francis" и предсказуемого
"93-03", "Christmass" уникален благодаря своей задаче - это
взгляд на творчество Блэка через призму серии акустических концертов.
Первоначально распространяемый через интернет, он приобрел достойное физическое
воплощение в двухдисковом варианте, в первой части которого уютно расположились
живые версии песен Pixies и Блэка, а во второй - видеозапись небольшого
персонального концерта.
Интересно то, с каким удивительным мастерством использует Блэк формат "голой
акустики" - из более чем 30 песен на альбоме минимальный аккомпанемент
присутствует лишь на шести, а во всех остальных случаях слушатель оказывается
один на один с трескучей гитарой и все таким же по-подростковому высоким, и
вместе с тем уже хрипловатым голосом Блэка. Исполнение стандартов Pixies может
удивить слушателей, неосведомленных о концертной манере Фрэнка: он играет
старые хиты в полтора раза быстрее, как будто стараясь поскорее проглотить их.
Возможно, и вполне справедливо, что ему действительно уже опыстелело играть
"Where is My Mind" двадцать лет подряд - но даже скомканные, они не
теряют своей резкости, и наоборот, в акустическом прочтении в них проявляется
что-то нервное и истеричное, что их только красит.
Но главные номера Фрэнка - это поразительно нежные и мелодичные баллады:
"Nadine", "I Burn Today", "She's My Way" и с первых нот западающая в
память поп-роковая вещь "Living On Soul".
Есть на альбоме и новинки - особенно стоит упомянуть выделяющуюся странной
болезненной красотой вещь "Radio Lizards" и открывающую трек-лист
композицию ("Do what You Want") Gyaneshwar - самую быструю и
энергичную песню на пластинке, с небольшим налетом восточного колорита,
зажигательно и упруго подзвученную электрогитарой. Перед тем как исполнить
закрывающую первый диск знаменитую песню Элвиса Пресли - "Song Of the
Shrimp", Блэк практикуется в жанре stand up comedy, отшучиваясь тем, что
совершенно не в состоянии петь и не слышит просьб бушующего зала - но потом все
же исполняет ее, абсолютно мимо нот, и в этот трогательный момент понимаешь -
музыка Блэка строится исключительно на его бесконечной харизме, ей ноты не
нужны.
Видеодиск компенсирует полученные впечатления от первой части альбома -
лаконичная любительская съемка с буквально тремя-четырями сменяющимися планами,
усталый Фрэнк, смахивающий на, прости Господи, Дэвида Гилмора и слабая
реакция зала, подающего признаки жизни только на вступительных аккордах
"Where Is My Mind" (вот она - пресловутая безвестность сольников Блэка),
которую музыкант обрывает на середине проигрыша со словами "у меня еще есть
новые песни". Да, они у него действительно есть, и какие!..
Впрочем, зал так ни разу и не покажут за весь концерт, что только усиливает
эффект "один на один" - ощущение, которое дополняется отсутствием минимальной
режиссуры. Наибольший интерес представляет трек "Los-Angeles", в
оригинале снабженный брутальным хэви-металлическим рифом: он, потеряв в весе,
не потерял в силе. То же можно сказать и про фирменную Pixie-истерию "Ed Is
Dead" - разве что потускнел голос Блэка с тех пор, когда он вопил на весь
мир в прямом эфире BBC.
"Christmass" оказывается совсем не коллекционной пластинкой для упертых
фанатов Блэка, но одним из наиболее интересных релизов в его сольной карьере. C
него одинаково хорошо начинать знакомство с этой фигурой и пытаться осмыслить,
как изменили когда-то Блэк и Co. мир музыки... И самое важное - как с тех пор
изменился он сам: для кого-то - громовержец, а для кого-то - просто удачливый
паренек.
1951 – Родился Жако Пасториус (полное имя - John Francis Anthony Pastorius III), легендарный американский джазовый бас-гитарист, участник Weather Report. Жако называют своим учителем лучшие басисты планеты »»
1962 – Фатальная ошибка: студия Decca, прослушав The Beatles, отказала им в контракте »»
1984 – Легендарный поп-квартет ABBA дал последнее выступление в Стокгольме »»