Легендарные артрокеры в год своего 40-летия навещают Москву в четвертый раз. Звуки не смогли отказать себе в удовольствии побеседовать с лидером группы Яном Андерсоном (Ian Anderson), который несмотря на занятость и, мягко говоря, знакомость ситуации оказался на редкость разговорчивым.
Звуки.Ru: Вы уже представляете себе, какие именно песни будете исполнять
на московском концерте?
Ян Андерсон: Приблизительно представляю. Мы не первый раз в России, так
что к составлению сет-листа подойдем ответственно - надо будет обязательно
сыграть хотя бы несколько композиций, которые мы еще ни разу не исполняли на
концертах в вашей стране.
Звуки.Ru: А может случиться так, что вы вдруг посреди концерта подойдете
к музыкантам и скажете, например - "а давайте-ка, ребята, забабахаем
"Cross-Eyed Mary""?
Ян Андерсон: Ну, посреди концерта это вряд ли возможно, конечно. Вместе
с нами приезжают люди, отвечающие за звук, за свет во время шоу и прочие
подобного рода вещи - им необходимо заранее знать, какие песни будут
исполняться, чтобы правильно все настроить. Думаю, они очень разозлятся, если я
вдруг по ходу концерта изменю программу. Но во время саундчека действительно
возможны любые неожиданности. Иногда бывает, что мы "разогреваемся" на
саундчеке с помощью какой-нибудь песни, которая не входила в первоначальный
сет-лист, и если нам нравится, как она звучит, мы моментально решаем исполнить
ее на концерте.
Звуки.Ru: В прошлый ваш приезд вы в числе прочего исполняли композицию
"Boris Dancing", посвященную экс-президенту России Борису
Ельцину. А члены нашей нынешней политической элиты способны вдохновить вас
на написание новой песни?
Ян Андерсон: Теоретически - почему бы и нет. Но вообще-то, поскольку мне
не очень улыбается сидеть в тюрьме, я, пожалуй, оставлю господина Путина в
покое и не буду сочинять о нем песен (смеется).
Звуки.Ru: Ваш основной инструмент - флейта, но поклонники Jethro
Tull прекрасно знают, что на самом деле вы умеете играть на подавляющем
большинстве существующих в природе музыкальных инструментов. Любопытно, на
каком инструменте вы обычно сочиняете музыку - на флейте, или же на гитаре, или
еще на чем-нибудь?
Ян Андерсон: По-разному. Я пишу песни иногда на флейте, иногда на
гитаре, иногда на клавишных, иногда на мандолине, а бывает, что вообще никакой
музыкальный инструмент не нужно задействовать - ведь иногда мелодии просто
берут и рождаются в голове, когда ты занимаешься чем-нибудь совсем другим.
Кстати, именно так случилось с песней "Boris Dancing", о которой вы
говорили. Я шагал по Бейкер-стрит и вдруг у меня в голове раз - и заиграла
мелодия этой песни. Мне даже, помнится, пришлось зайти в близлежащую лавочку и
купить там простейший диктофон, на который я сразу напел эту мелодию, чтобы
потом ее невзначай не забыть.
Звуки.Ru: А когда возникает текст песни - до того, как появилась
мелодия, вместе с ней, или же в последнюю очередь?
Ян Андерсон: Когда как. Иногда вначале появляется какая-то
последовательность аккордов, иногда запоминающийся рифф, иногда в голову первым
делом приходит название для песни (притом что самой песни еще нет), иногда сами
собой складываются несколько поэтических строчек: Знаете, это как секс -
намного веселее им заниматься всякий раз по-разному.
Звуки.Ru: А на компьютере не пробовали писать музыку?
Ян Андерсон: Кажется, в середине 80-х я написал пару-тройку песен с
использованием тогдашнего цифрового оборудования - знаете, ранние секвенсеры и
все такое прочее. Но это увлечение быстро прошло, и с тех пор я больше ничем
таким не занимался.
Звуки.Ru: К вопросу о цифровых технологиях - а часто ли музыканты
помоложе обращаются к вам за разрешением использовать сэмплы из песен Jethro
Tull в своих собственных композициях?
Ян Андерсон: Постоянно. Не скажу, что каждую неделю, но уж пару раз в
месяц я точно сталкиваюсь с подобного рода просьбами.
Звуки.Ru: И что, разрешаете? Или отказываете?
Ян Андерсон: Обычно разрешаю - почему бы и нет. Я ведь и сам когда-то
делал нечто подобное с записями классической музыки - заимствовал из них
основную мелодическую линию или гармоническую последовательность, а все
остальное радикально переаранжировывал на свой лад. Мне кажется, что если бы
Иоганн Себастьян Бах дожил до наших дней, он не имел бы ничего против этого.
Вот и я, как правило, позволяю делать со своими песнями все что угодно - если
только их не собираются использовать в качестве саундтрека к порнофильмам или
жестоким компьютерным играм-стрелялкам.
Звуки.Ru: У вас поистине необъятная дискография. Существует ли у группы
Jethro Tull песни, которые вы сейчас терпеть не можете?
Ян Андерсон: Чтобы прям терпеть не мог - нет, таких, пожалуй, нет. Есть
несколько песен, которые мне разонравились, и мы их больше не исполняем на
концертах. Но вообще-то я вполне благодушно настроен по отношению к своему же
собственному творчеству - по крайней мере, оно практически всегда было
самостоятельным, непохожим ни на Дэвида Боуи, ни на Pink Floyd,
ни на The Beatles, ни на Рода Стюарта, и уж тем более я никогда
не занимался имитацией американской музыки. Знаете, что меня бесит больше всего
на свете? Когда музыканты начинают копировать американский акцент - "в миру"
они разговаривают как мы с вами, на нормальном английском языке, но как только
выходят на сцену, сразу начинают говорить совершенно чужим голосом. Я испытываю
глубокое уважение к американской музыке, но разговаривать как американец - да
ни за что! В то время как Мик Джаггер, Элтон Джон, Род Стюарт, а
главное, эта кошмарная Эми Уайнхаус - они именно этим и занимаются! Но
это ведь просто-напросто имитация, это по сути дела чистой воды пиратство. Это
не имеет к творчеству никакого отношения. И то, что Эми Уайнхаус на днях
огребла пять премий Грэмми - это только лишний раз доказывает, что люди
разучились чувствовать разницу между имитацией и настоящим талантом. Нет у нее
никакого таланта.
Звуки.Ru: Но между прочим, у вас ведь тоже есть статуэтка Грэмми.
Ян Андерсон: Да, но я давно ее не видел, честно говоря. Потерялась куда-то.
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)