Цикличность музыкальных тенденций - поразительная вещь. Ни один сколько-нибудь
заметный тренд не исчезает бесследно, любую ветвь, зашедшую в тупик, ждет
возвращение. Еще недавно, человека, в приличном обществе признавшегося в любви
к группе Tangerine Dream, немедленно били, а сейчас консервативные
немецкие электронщики нежданно-негаданно оказались властителями умов.
Современная электроника если на что-то из семидесятых и ориентировалась, то уж
никак не на первых "синтезаторных волшебников" вроде TD или Клауса Шульца
(Klaus Schulze). Да, в семидесятые были еще и Kraftwerk, но в
отличие от других немецких первопроходцев, у Ральфа (Ralf Hutter) и
Флориана (Florian Schneider) в голове был
фанк, который продолжал увлекать одно поколение продюсеров за другим.
Первая волна вылилась в несколько культовых пластинок (Tangerine Dream
"Rubycon", "Phaedra", Klaus Schulze "Timewind" и
относящийся сюда с некой натяжкой саундтрек грека Вангелиса (Vangelis) к
"Бегущему по лезвию бритвы"), но как-то незаметно сошла на нет.
Всплеск возврата к этой истории случился в начале девяностых, когда эмбиент
потихоньку начал развиваться своей дорогой, отойдя от заветов Брайана Ино
(Brian Eno), и постепенно оброс четкой структурой и даже мелодикой. Тут
можно вспомнить и Global Communication, и Irresistible Force и
чуть ли не весь лейбл FAX, и даже Banco De Gaia - все они любили подолгу
крутить бесконечные синтезаторные арпеджио, накручивая эту паутину на медленные
пассажи аналоговых струнных. Тут надо добавить, что вся эта музыкальная история
совершенно неотделима от культа "винтажных" синтезаторов - не обставив спальню
"мугами", "профетами", "арпами" и прочим антиквариатом, в последователи
электронного классицизма можно даже не соваться.
Самым плодовитым для любителей "электронных психоделических сказок" стал 94-й,
а потом тенденция стала потихоньку угасать, и долгие десять лет музыкальное
развитие шло в диаметрально противоположном направлении. Жирный аналоговый звук
сменялся суховатой "цифрой", а витиеватому максимализму, нагруженному деталями
приходил на смену минимал. Дело дошло до того, что мэтры вроде Жана-Мишеля
Жарра (Jean-Michel André Jarre) гордо заявляли что позабросили свои
громоздкие машины, купили ноутбуки и теперь в их жизни наступила новая эра. На
качестве звука все это сказалось далеко не лучшим образом - "программные"
синтезаторы звучат чисто, но совершенно выхолощено - ни тепла, ни жира, ни
пространства. Чтобы почувствовать разницу, сравните два альбома, идущих в
жарровской дискографии один за другим - "Oxygene 7-13" и
"Metamorphoses". Очень хорошо слышна эта разница в подходе и на
поп-пластинках - с одной стороны у нас есть теплые и пространственные
Depeche Mode "Ultra" и Madonna "Ray of Light", с
другой - нарочито высушенные и цифровые "Exciter" и "Music" тех
же артистов.
В общем, когда казалось, что от компьютеров нет никакого спасенья, помощь
пришла оттуда, где ее совсем не ждали. Немец Энтони Ротер (Anthony
Rother) выпустил удивительный альбом "Art Is A Technolohy". Ротер,
надо сказать, совсем не из тех, кто идtт поперек "актуальных тенденций" - он
водит дружбу с DJ Hell, Эриком Морилло (Erick Morillo) и вообще
слывет конъюнктурщиком. Пластинка не снискала решительно никаких лавров в
коммерческом плане (что, впрочем, и так крайне редко случается с
эмбиент-альбомами), но в музыкальной среде получила некоторый резонанс. Ротер
записал диск, насквозь пропитанный влиянием Tangerine Dream и электронных
саундтреков к horror movies семидесятых. Бесконечные синтезаторные арпеджио,
тревожные басовые линии и романтические соло в духе "космос зовет" - в общем,
ретро-футуризм во всей его первозданной красоте.
Подкрепление подоспело из подполья - давний любитель "докомпьютерной
электроники" Danny "Legowent" Wolfers открыл собственный лейбл
Strange Life Records, где выпускал лимитированные издания дисков с той
самой, "vintage-style" электроникой под семидесятые. Вдобавок к лейблу, Дэнни
открыл на интернет-радиостанции cbs.nu собственную программу, героями которой
были все те же Джон Карпентер (John Carpenter), Tangerine Dream,
Эдуард Артемьев и прочие "корневые" электронщики. Добавьте к этому
съемку для видеожурнала Slices, где Вольферс рассказывал о своей
коллекции синтезаторов, называя их собственными именами, и у нас перед глазами
новый культ.
Поначалу "Лега" неспешно искал себя, выпуская под разными именами диски,
подающие надежды, но не шедевральные. Однако в 2007-м, наконец, раскрылся -
Smackos "Computer Day" и Phalangius "The Cambridge
Library Murders" можно смело демонстрировать всем, кто продолжает
утверждать, что "электроника закончилась году в семьдесят седьмом". Это даже не
эмбиент, а "электронная музыка" в ее первозданном смысле - та, какой ее видели
те же Шульц, Эдгар Фрозе (Edgar Froeze)и молодой Артемьев. Эти пластинки
вполне вписались бы в
дискографию Tangerine Dream где-нибудь перед "Рубиконом". Волферс, что
называется, верен духу и букве - мало того, что играет на древнем "железе", так
еще и пишется зачастую на пленки, совершенно не стесняясь ни шума, ни легкой
"ватности" звучания.
В общем, даже при том, что Волферс - немножко фрик, ярлычок "No computers, no
MIDI" к середине 2007-го стал для электронной пластинки знаком качества, а
влияние семидесятых стало появляться у совсем уж неожиданных людей.
FSOL, которые, казалось, растут корнями из совершенно иной традиции,
неожиданно выдали серию "танжериновских" пассажей на альбоме
"Environments", который, пусть и старый, а официально вышел только в
2007-м. Даже сама структура пластинки (два трека по 25 минут) выглядит ужасным
семидесятничеством. "Танцы в стиле винтаж" пропагандирует молодой лейбл
Aube - их второй релиз (Roland Sebastian Faber "A Hommage An
Die Jugend Europas") отдает Жарром в его лучшие годы, а на третьем
(Starcluster "Starcluster EP") поет сам Марк Алмонд (Mark Almond).
Поет, разумеется, под диско-аранжировки, ничем не уступающие молодым Soft Cell.
Но все это цветочки - в ретрограды публично записался сам Алан УАйлдер (Alan
Wilder) из Recoil. При записи нового альбома "Subhuman"
Уайлдер решил полностью воссоздать техническую цепочку сорокалетней давности -
антикварные микрофоны, запись на пленку и так далее. Однако самый интересный
момент этой пластинки (заключительные три минуты трека "Allelujah") при
ближайшем рассмотрении оказывается: сэмплом из Tangerine Dream!
Жан-Мишель Жарр, еще недавно восхищавшийся ноутбуком, реанимирует свою старую
студию и, подключив к делу трех сессионных музыкантов, записывает живое
исполнение альбома "Oxygene" тридцатилетней давности. DVD под названием
"Oxygene Live in Your Living-Room" - праздник души и именины сердца для
тех, кто не равнодушен к старой "машинерии" - в прелюдии Жарр ходит по студии и
с горящими глазами вдохновенно рассказывает про каждый синтезатор - точь-в-точь
как Леговельт 2 года назад.
В общем, для полноты картины, электронике осталось дождаться своей Вашти Буньян
(Vashti Bunyan), т.е. артиста, чей альбом пролежал бы на полке тридцать
с хвостиком лет, после чего был триумфально издан в двадцать первом веке. Пока
флаг возвращенцев-триумфаторов с честью несет французский диско-дуэт Black
Devil Disco Club - их альбом 78-го года был переиздан Ричардом Джеймсом
(Richard James) он же Aphex Twin на его Rephlex Records,
после чего старцы стерли пыль с синтезаторов, записали новых песен и даже
отправились в тур - летом они лихо зажигали перед многотысячным танцполом
фестиваля "Sonar". И, надо сказать, звучит их новый материал на редкость
убедительно.
Единственные, кого весь этот ревайвал пока не затронул - сами Tangerine Dream.
Но: вдруг все-таки случится чудо и мы вдруг получим новый "Рубинон" или "Фэдру"?
1857 – Знаменитая рождественская песня «Jingle Bells» была написана Джеймсом Пирпонтом. В авторском варианте она называется «One Horse Open Sleigh» »»
1971 – День рождения британской певицы Dido. начинала свою карьеру в качестве приглашенной певицы в группе "Faithless", в которой участвует её брат Ролло Армстронг. Два альбома "Faithless", записанных с участием Dido, — Reverence и Sunday 8pm — стали платиновыми »»
Richard Wayne PENNIMAN (1935)
O'Kelly ISLEY (1937)
Phil SPECTOR (1939)
Peter BROWN (1940)