Сокращение ССО ("связи с общественностью"), у нас в стране не прижилось. Прижилось забугорное PR, от которого тут же отпочковались уродливые неологизмы - глагол "пиарить" и характеристика "пиарщик". Что, в общем-то, предсказуемо: ведь и компьютерная "опция" - тоже уже не столько "операция", сколько намек на некие до поры скрытые возможности. Пиарщик - это одно из порождений эпохи информационного потопа, когда прямой связи между производителями первичной (творческой) и вторичной (описательной) информации уже недостаточно. Таковая связь нуждается в координации - иначе неизбежны искажение информации и эффект испорченного телефона. Любопытно, что на том же основании священники исполняют посреднические обязанности в общении людей и богов.
Богов, как известно, создают люди. Итак, специалист по связям с общественностью - это такой служитель культа. Чьего? Ах, люди стали так непостоянны - один объект поклонения в любой миг может смениться другим. Надо вечно быть на подхвате...
Александр Кушнир, автор труда "Хедлайнеры", чем-то похож на Махатмасаматмана (или просто Сэма), самозванного "Будду" из книги Роджера Желязны "Князь Света". Артистичный, склонный к авантюрам и сознательному мифотворчеству на заданную тему. Отчасти шарлатан - но кто в таком деле, скажите мне на милость, не шарлатан? Еще выступая на лекциях Артемия Троицкого на журфаке МГУ в качестве "учебного пособия" (Троицкий А. К. Я введу вас в мир ...поп. - М.: Время, 2006.), он описывал деятельность своего агентства примерно так: если кто-то хочет быть у всех на слуху, но при этом имеет денег больше, чем мозгов - мы сделаем все необходимое за него. Придумаем ему, скажем, досужих разговоров ради, внебрачного сына в тьмутаракани, так он через какое-то время сам в это поверит, и подарки ему туда слать будет.
Многие, уткнувшись в оглавление книги, могут возмутиться - какого лешего "гигантов мысли" автор уровнял с "гадкими низкопробными мальчиками и девочками"? Ну, во-первых, ответ на вопрос дает само заглавие книги. Все они некоторое время были хэдлайнерами, нравится это вам, или нет. Разумеется, не без помощи автора книги. За кем стараниями Кушнира бегали фанаты, о тех он и пишет. А во-вторых, ниточки от всех карликовых уродцев ведут в кулак одного из двух гигантов мысли: либо к демиургу Максиму Фадееву, либо к хитроумному Леониду Бурлакову.
Восемь глав книги - не оторванные друг от друга истории, а весьма хитрая плетенка. В 1996 году автор одновременно был занят корректировкой публичного имиджа Аквариума, и продвижением на музыкальный рынок Мумий Тролля. Что как минимум один раз поставило его в трагикомическое положение "слуги двух господ". Илья Кормильцев, памяти которого посвящена книга, также связан с несколькими параллельными потоками. Во-первых, это ему принадлежит идея прикомандировать к составу Мумий Тролля гитариста Юрия Цалера из группы Птица Зу. Во-вторых, это он, уже после распада Наутилус Помпилиус отказавшийся работать с очередным фадеевским гомункулом Total, позже задает музыкантам группы-проекта один-единственный вопрос: "Вот вы играете рок-музыку... Не чувствуете ли вы себя марионетками, исполняя чужие мелодии на чужие тексты?" Разбирать все эти хитросплетения безумно интересно: своей оценки некоторым событиям автор намеренно не дает, и правильно делает. Пускай каждый читатель cам сделает выводы и из истории с "ребрендингом" Кати Лель, и из говорящих за себя результатов попытки создать "крутую альтернативную группу" в тепличных студийных условиях.
Отдельный вопрос - язык, которым книга написана. В выражениях автор явно не стеснялся, и текст пестрит черными словами. Но поскольку все, что делается у нас в стране, подразумевает использование совковой лопаты, огненной воды и известной русской матери - почему в шоу-бизнесе дела должны обстоять по-другому? При этом любителям дешевых скандалов в этой книге ловить нечего: все достойные крепких выражений моменты и ситуации носят сугубо рабочий характер. А личной жизни своих подопечных автор не касался вовсе, и похоже, сделал это принципиально. Вообще, пора бы уже привыкать к тому, что рассказ об артистах, как об артистах, а не о соседях по подъезду, тоже может быть интересен.
В свое время шизовый "Generation P" Виктора Пелевина позиционировался, как "производственный роман". Но, как пел Владимир Высоцкий, "действительность еще кошмарней". "Хедлайнеры" Кушнира - не менее захватывающий роман о производстве данной нам в медиа-ощущениях реальности. Да к тому же еще и документальный. Ужасайтесь тому, как дурят нашего брата, или же сами учитесь морочить другим головы - выбор за вами.
Кушнир А.
Хэдлайнеры. - СПб.: Амфора, 2007. - 398 с.: ил. (Наша музыка).
1984 – Концерт группы "Браво" в ДК "Мосэнерготехпром". В разгар выступления на сцену ворвалась милиция.Музыкантам пришлось писать объяснительныезаписки по поводу того, кто организовывал их выступление, как и где распространялись билеты. аррестовать всех участников ансамбля не смогли. Но больше всех… »»
1985 – Дебют в Питере Юрия Шевчука и Александра Башлачева. Запись этого концерта сохранилась и была издана под названием «Кочегарка» »»
2000 – «Бит-битва», организованная концерном «Медиастар», Комитетом солдатскихматерей и движением «Яблоко». Концепция— рокеры против рэпперов. Результат: музыканты против устроителей, милиционеры против зрителей и скинхеды против всех остальных. Все устроители поспешили… »»
George SCOTT (1929)
Alistair ANDERSON (1948)
Bill FRISELL (1951)
Irene CARA (1959)
Vanessa WILLIAMS (1963)
ROZALLA (1964)
Courtney PINE (1964)
Queen LATIFAH (1970)
Ричард РАССЕЛЛ (1971)