Выдающийся лидер одного из лучших джазовых оркестров за всю более чем 100-летнюю историю джаза, незаурядный пианист и органист, композитор и аранжировщик Уильям Бейси, получивший прозвище "Граф" ("Count"), Вильям Бейси (William Basie) родился 21 августа 1904 года в Рэд Бэнк, штат Нью Джерси. Игре на фортепиано его учила вначале мама, а позже учительница-немка познакомила Вилли с классической музыкой. Однако сам мальчик, рано полюбивший джаз, мечтал стать ударником, но быстро разочаровался, после того как проиграл соревнование с жившим с ним по соседству мальчиком, которого звали Сони Грир (Sonny Greer). Впоследствии тот долгое время работал барабанщиком оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington). Однако на тот момент Вилли ничего не оставалось, как совершенствовать свою игру на фортепиано. Юношей Бейси вместе с Гриром отправились в Нью-Йорк, в сосредоточие афро-американских джазистов Гарлем, для того, чтобы начать свою музыкальную карьеру: один - как пианист, другой - как ударник. Не правда ли, это начало хорошо подходит для кинематографической саги о дружбе и соперничестве?..
В 1920-х годах именно Гарлем становится центром развития фортепианной школы джаза, где тон задавали такие мастера регтайма, "шагающего фортепиано" и "щекотальщики", как Джеймс П. Джонсон (James P. Johnson), Лаки Робертс (Lucy Roberts), Уилли "Лайон" Смит (Willie "The Lion" Smith). Подрастали и их молодые ученики Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson), Дюк Эллингтон, Фетс Уоллер (Fets Waller). Вот где началась настоящая учёба Бейси. Своим гуру он выбрал Уоллера, который в то время играл на органе в кинотеатре "Линкольн" на 135-й улице, сопровождая немые фильмы в качестве тапера. Став постоянным посетителем, прислушиваясь к игре, Бейси заинтересовал Фетса, и тот пригласил его в оркестровую яму, где он играл, чтобы парню было легче следить за движениями его рук и ног. Уильям искал и находил работу пианиста повсюду - от театров и кино до цирков "шапито". С одним шоу он гастролировал на Юге и Западе страны, и когда оно неожиданно распалось в Канзас Сити, он оказался без работы.
Знаменитый певец Джимми Рашинг (Jimmy Rushing) рассказывал, как Бейси влился в местную группу "Blue Devils"(название можно перевести как "Блюзовые чертенята"), которой руководил Уолтер Пейдж (Walter Page), заключив эту историю словами: "Потом Бейси сел за фортепиано - Боже, как он здорово играл!". Он свидетельствовал также и о том, что Уильям переигрывал в Канзасе местных пианистов. Однако в начале 1930-х гг. этот состав распался, и Бейси вместе c Рашингом и Пейджем перешли в состав одного из лучших тогда оркестров США - в бенд Бенни Моутена (Benny Moten). Бейси говорил, что там он был "третьим пианистом", так как сам Бенни и его брат играли на клавишных. В оркестре Моутена Уильям записывался на пластинки на фирме "Victor" и приобрёл, таким образом, уже некоторую известность среди любителей джаза. Но вскоре после смерти Моутена оркестр распался.
На рубеже 1935-1936 годов Бейси собрал вокруг себя музыкантов Канзас Сити, организовав свой оркестр из части тех, кто играл у Моутена, а также и других подающих надежды инструменталистов. Первоначально оркестр состоял из 9 человек и выступал в клубе "Рено". Вот тогда и начался отсчёт функционирования бэнда Бейси на протяжении всего творческого его пути, и музыкант получил к своему имени "титул" графа. Его оркестр по времени существования побил все рекорды в Америке, существуя полвека. Очевидно, что сам Каунт был его головой и душой.
Как пианист он к началу своей карьеры бэнд-лидера выработал простую, экономную
и очень сдержанную манеру исполнения. Фортепианный стиль Бейси всегда узнаваем.
Он имел в своём оркестре, пожалуй, тогда лучшую ритм-группу в составе: Фредди
Грин (Freddie Green) - гитара; Уолтер Пейдж - контрабас; Джо Джонс
(Joe Jones)
- ударные инструменты. Импульсивная гитара Грина, острый контрабас Пейджа и
плотный свинг ударных Джонса предоставляли возможность Каунту "не утруждать
левую руку". А всё, что необходимо было выразить - делать правой, ибо
ритм-секция во главе с ним создавала своеобразную "воздушную подушку" на
которой как бы двигался весь оркестр. Такое впечатление создавалось у меня,
когда я впервые слышал записи оркестра Бейси в конце 1940-х гг.
Вступление фортепиано Бейси в начале пьесы или соло являлись энергетическим
источником мощи, жизнерадостности и поразительного драйва оркестра. Эту
особенность Каунта подчёркивал Ф. Грин: "Он подталкивает и поддерживает каждого
солиста, подготавливая почву для каждого из них, для исполнения сольной партии
и проведения "риффов" (Рифф - краткая мелодическая фраза, исполняемая
многократно группой инструментов или всем бэндом, подстёгивающая
импровизирующего солиста - примечание авт.). Бейси и сам отмечал эту свою
особенность: "Правда, я прокладываю путь, хотя и являюсь частью ритм-группы, но
я связываю солистов с оркестром и поддерживаю их в нужный момент". Для
этого он
использовал всевозможные пианистические вставки и мостики для перехода от
одного квадрата исполняемой пьесы к другому. Управлять оркестром во время
исполнения пьесы Каунт предпочитал, "не отходя от фортепиано", с помощью мимики
и пантомимики. Трубач оркестра 1950-х гг. Джо Ньюмен (Joe Newman), неоднократно
гастролировавший в нашей стране, отмечал, что Бейси "чувствует публику: начиная
следующую вещь, он определяет настроение для всего бэнда и знает как вести
всех нас в одну правильную колею".
Каунт ведёт свой оркестр во время исполнения весьма сдержанно. Видеозаписи
концертов и репетиций свидетельствуют, что он пользуется для указаний
инструменталистам во время исполнения минимальными средствами мимики и
пантомимики - то это вовремя поднятая рука или даже палец, а то и приподнятая,
акцентирующая бровь, или ободряющий кивок головы - мол, вступай. Большое
значение он
отводил репетиционной работе. На первых порах, когда ещё не все его оркестранты
разбирались в нотах, Бейси, как об этом рассказывал Лестер Янг (Lester Young),
превращал репетиции в школу обучения нотной грамоте на примере разучиваемой
пьесы. Большое внимание Каунт уделял саксофонной секции. Она у него была на
первом плане. Через его оркестр прошли десятки видных саксофонистов. Достаточно
указать имена: Лестер Янг, Хершел Эванс (Herschel Evans), Чу Берри
(Chy Berry),
Бадди Тэйт (Buddy Tate), Бен Вебстер (Ben Webster), Дон Байэс
(Don Byas),
Иллинойс Джекет (Illinois Jacquet), Лаки Томпсон (Lucky
Thompson), Уорделл Грэй
(Wardell Gray), Пол Гонзалвес (Paul Gonsalves), Фрэнк Уэсс
(Frank Wess), Фрэнк
Фостер (Frank Foster), Эдди "Локджо" Девис (Eddie "Lockjaw"
Davis), Бад
Джонсон (Budd Johnson). Это тенористы - а сколько замечательных кларнетистов,
альтистов, баритонистов играли в этом оркестре?!
Вот некоторые из них: альтист
Эрл Уоррен (Earle Warren), кларнетист и баритонист Джек Вашингтон (Jack
Washington), иногда и Лестер Янг играл на кларнете, а Уэсс - на флейте,
позднее - баритонист Чарли Фоулкес (Charlie Fowlkes), альтист Маршал Ройял
(Marshall Royal), кларнетист "Бадди" ДеФранко(Buddy De-Franco), великий
альтист, композитор и аранжировщик оркестра Бенни Картер (Benny
Carter). В
оркестре также были и мастера медных инструментов - трубачи и тромбонисты.
Среди трубачей выделялись: Оран "Хот Липс" Пейдж (Oran "Hot Lips" Page), Гари
"Свит" Эдисон (Harry "Sweets" Edison), Кларк Терри (Clarke Tery),
Джо Ньюмен,
Тэд Джонс (Thad Jonts), среди тромбонистов: Дики Уэллс (Dicy
Wells), Бенни
Мортон (Benny Morton), Вик Диккенсон (Vic Dickenson), Бенни
Пауэлл (Benny
Powell), Эл Грэй (Al Grey), Квентин Джексон (Qyuentin
Jackson), перешедший к
Бейси от Эллингтона.
Большое значение Бейси придавал вокалу. В 1937 г. у него выступала великая Билли Холидей (Billy Holiday), но записи на пластинку не было из-за того, что у неё был контракт с другой звукозаписывающей фирмой. Продолжительное время с оркестром пела Хелен Хьюмс (Helen Humes), позднее выступали и Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Сара Воан (Sarah Vaughan). Из вокалистов следует отметить выдающегося блюзового певца Джимми Рашинга (Jimmy Rushing), постоянно выступавшего с Каунтом. В 1941 г. с оркестром записался на пластинку известный негритянский бас Поль Робсон. С 1950-х гг. оркестр Бейси украшал дивный голос Джо Уильямса.
Кропотливая и трудоёмкая работа вскоре дала свои плоды. Поскольку выступления оркестра Бейси в клубе "Рено" транслировались по радио, то его игру услышал известный джазовый антрепренёр Джон Хамонд. Он приехал в Канзас Сити познакомился с Каунтом и организовал запись группы на пластинки фирмы "Vocаlion" в Чикаго в 1936 г. Были выпущены 2 двухоборотные пластинки с четырьмя пьесами. Играли небольшим составом: Карл Смит (Carl Smith) - труба, Лестер Янг - тенор-саксофон, Каунт Бейси - фортепьяно, Уолтер Пейдж - контрабас, Джо Джонс - ударные. Запись шла на один микрофон и проходила в маленькой комнатушке, в которой не помещался даже большой барабан. Тем не менее, благодаря выходу этих пластинок коллектив Бейси получил известность. Позднее эти записи оказались у фирмы "Columbia", которая выпускает в 1972 г. 2-х пластиночный альбом "Count Basie Super Chief" AL 3124-3126. Cамо название альбома подчёркивает роль Бейси в оркестре как его главного руководителя.
Затем Хамонд организует гастроли оркестра в Нью-Йорке, в котором потом там и обосновывается. Бэнд Каунта сначала выступает в танцзале "Розелэнд", а затем и в знаменитом "Савой" вместе с Билли Холидэй. Бейси записывает на фирме "Decca" 12 пластинок, среди которых такие хиты, как рефрен оркестра "Танец в час ночи" ("One O'Clock Jump"), "Свингуем блюз" ("Swingin' the Blues"), "Постоянный счёт" (Every Tab""), "Танцуем в Вудсайде" (Jumpin At the Woodside) - композиции самого Каунта, а также ряд других популярных пьес, среди которых следует отметить "Чероки" ("Сherokee") Р. Нобла (R. Noble), "Жимолость" ("Honeysuckle Rose") (F.Waller), "Блюз с добрым утром" ("Good Morning Blues") Дарэма, Бейси и Рашинга (Durham, Basie, Rushing). Эта серия записей была выпущена фирмой "Мелодия" по лицензии "Ariola-Eurodisc GmbH" под названием "14 золотых мелодий": 1-я пластинка С 60- 18653-4, 2-я - С 60-18655-6. Выступления и записи конца 1930-х гг. принесли оркестру Бейси большую популярность. Ведь это была эра свинга, танцев, джаз-бэндов. Его оркестр подкупал людей безудержной энергией и вместе с тем искренностью, элегантной лёгкостью исполнения и мощным свингом. Сложная техника исполнителей была непринуждённой и доступной широким массам танцоров и слушателей. Всё это не могло не восхищать. К оркестру пришёл заслуженный успех, когда впервые вместе со знаменитыми джазовыми музыкантами Бейси с некоторыми солистами был приглашён дать впервые концерт джазовой музыки в прославленном Карнеги холле в 1937 и 1938 гг. Символом признания афро-американского оркестра было и выступление в знаменитой "Голубой комнате" шикарного нью-йоркского отеля "Линкольн" в 1943 г.
Мне вспоминается, когда после войны я впервые услышал оркестр Каунта. Это была пластинка-гигант на 78 оборотов (5-минутное звучание). Первая сторона называлась "Taps Miller" . Это была оркестровая пьеса. Поразила меня вкрадчивая игра пианиста, необыкновенная слаженность оркестра, его, непривычная для моего уха, "визжащая" медь и простые мелодичные повторы, исполняемые всеми инструменталистами, которые придавали пьесе динамику. Позже я узнал, что это называется риффы. С тех пор я полюбил Бейси и его оркестр, собирал его записи.
После войны эра оркестров окончилась, наступило время малых составов и групп - комбо, на смену стилю свинг пришёл бибоп. Бейси в конце 1940-х гг. пришлось распустить свой бэнд и собирать оркестр точечным образом для проведения гастролей, концертных выступлений, записи на пластинки, на радио. Часто Каунт выступал небольшим составом. Так в 1950-1951 гг.он концертировал со своим септетом, в который входили Кларк Терри, Уордел Грэй, Бадди Де Франко. В 1954-1955 гг. он собрал биг-бэнд для европейских гастролей. В эти годы у Бейси были первоклассные аранжировщики: Э. Уилкинс (E. Wilknis), Н. Хэфти (N. Hefti), Ф. Фостер (F. Foster), Т. Джонс (T.Jones).. Именно в это время расцвёл талант замечательного вокалиста бэнда Бейси Джо Уильямса. Его хит "Каждый день у меня блюзовое настроение" ("Every Day I Have Тhe Blues") в аранжировке Э. Уилкинса остался вокальным джазовым хитом на все времена. С большим успехом оркестр Каунта Бейси выступал на фестивалях в Ньюпорте, многие из этих выступлений были записаны и выходили на виниле и CD, на видеокассетах. Позднее были записаны выступления оркестра и на других джазовых фестивалях.
В конце 1950-х-начале 1960-х гг. на джазовой сцене более-мене постоянно оставались лишь 2 оркестра - Дюка Эллингтона и Каунта Бейси, которые представляли оркестровый жанр в джазе. В эпоху господства рока и "кантри" в популярной музыке и авангарда в джазе это были островки "мейнстримного" джаза. Оба коллектива, на наше счастье, записали совместное выступление в 1961 г. На мой взгляд, доминировал оркестр Бейси - больше энергии, свинга, драйва. Оркестр Каунта Бейси просуществовал и после его смерти 26 апреля 1984 г. Несколько лет им руководил тенор-саксофонист и аранжировщик Фрэнк Фостер.
Дата рождения:
21 августа 1904
Woody SHAW (1944)
Lemmy (1945)
Jan AKKERMAN (1946)
Ralph MOORE (1956)
Ricky MARTIN (1971)
Дима БИЛАН (1981)