Anna TERNHEIM  Прекрасная дебютантка

Анна Тернхейм - из тех исполнителей, которым критики и публика с удовольствием раздают авансы. Она удивительно красива - не мимолетно, как многие героини клипов, а на каком-то необычном, серьезном уровне. И это превращает ее концерт в непривычное, завораживающее, притягивающее зрелище.

Анна Тернхейм (Anna Ternheim) - из тех исполнителей, которым критики и ценящая интеллигентную музыку публика с удовольствием раздает авансы. Делающие интересные песни девушки, подобные PJ Harvey или Cocorosie, сейчас в почете практически во всем мире. Вот и северная Швеция выдвинула свою кандидатуру. Но чересчур поспешно сравнивать Анну Тернхейм с кем-либо тоже неправильно.

Анна Тернхейм родилась 31 мая 1978 года, и до выпуска своего первого альбома не была известна широкой публике. Но опыт у нее был - уже в 10 лет Аня научилась играть на гитаре, а чуть позже, отправившись с родителями в Америку, девочка собрала свою первую группу под подозрительно родным названием Sova.
Дома Анне не сиделось, и последующие два года она проводит в Лозанне, где изучает французский язык, который с тех пор активно использует в песнях. Наконец Анна возвращается в Стокгольм, решив, видимо, что пора серьезно заняться музыкой. За 10 дней 2004 года на одной из студии на острове Готланд записывается альбом "Somebody Outside", который фактически сразу покоряет интеллигентную шведскую публику.

Анна получает шведский "Грэмми" как лучший новичок года и номинируется на звание лучшей вокалистки, лучшего автора текстов и лучшего автора песен. Критики не стесняются хвалить дебютантку прежде всего за необычный голос: "Ее голос так прекрасен, что хочется плакать", - пафосно пишет Svenska Dagbladet. На родине Анну сравнивают с PJ Harvey, Ником Кейвом и Леонардом Коэном, хотя в разных ипостасях дебютантка напоминает мне и Патти Смит, и Тори Амос.

Первый альбом действительно вышел очень сильным, особенно композиции "To be Gone", :"Better Be" и "Bring Down Like I". Сложно сказать, почему Анна решила петь на английском (возможно, повлиял год, проведенный в США), однако, на мой взгляд, это несколько ослабило текстовую часть - впрочем, это стало практически единственным недостатком альбома. Ограниченным тиражом была выпущена и полностью акустическая версия диска, порадовавшая любителей всяческого Unplugged.

После достаточно успешного европейского турне в 2006 году выходит второй альбом Анны - Separation Road. В нем не было столько хитов, как в первом, зато существенно сложней стали аранжировки и куда более заметна рука продюсеров. В каком-то смысле такая пара альбомов напомнила мне старт Земфиры в России - и, в общем-то, в творчестве девушек есть что-то общее.
Серьезных релизов с тех пор не было, зато клип "Lovers Dream" попал в ротацию европейских музыкальных телеканалов. Сложно сказать, каким будет третий альбом Анны Тернхейм, но, полагаю, голос точно никуда не денется.

Интересуясь творчеством Анны Тернхейм уже больше года, я не упустил возможности вырваться на один из ее концертов и оценить, как девушка играет вживую.
Концерт в Стокгольме проходил в сыроватый осенний вечер на открытом воздухе - в парке Grona Lund. Все было обставлено достаточно скромно - никакого разогрева, никакого мерчандайзинга, однако пару тысяч человек набилось на относительно небольшую площадку задолго до начала концерта.

Первые несколько композиций Анна отыграла без группы - лишь голос и гитара. В эти минуты она в необычных очках в черной оправе выглядела скорее провинциальной библиотекаршей, которая дома пописывает песенки для удовольствия - а тут ее вдруг выпустили играть перед приличной аудиторией. Однако стоило только выйти другим музыкантам, как Анна превратилась в веселую фурию, готовую носиться по сцене, корчить рожи и играть на гитаре, лежа на полу.
Такой переход обычен и для студийных ее композиций: поет девушка вроде лирическую песенку какую-нибудь, а потом раз - и вдруг скажет гадость в адрес романтического героя. Обратите внимание, в ее текстах есть забавные моменты.

Анна и ее состав из поголовно бородатых финских мужчин (соло-гитара, барабаны, клавиши и бас-синтезатор), несмотря на холодный вечерний ветер, сыграли все основные композиции из двух альбомов, разбавив их парой любопытных каверов: "China Girl" Дэвида Боуи Анна спела под драм-машину, напомнив Дэвида Бирна с его привычкой так исполнять "Psychokiller", а давно вошедшая в репертуар "Shoreline" группы Broder Daniel была исполнена на фортепиано.

Вскоре после эффектного биса Анна продемонстрировала, что звездная болезнь ей не грозит, и вышла пообщаться к оставшимся зрителям. По ее словам, она бы очень хотела выступить в каком-нибудь небольшом клубе в Москве, но пока география ее турне так далеко не простирается.

Подводя итоги, хотел бы бесспорно рекомендовать к прослушиванию молодую шведскую звездочку: столь же сильного дебюта за последние лет пять я не припомню. И еще одно замечание - может быть, не очень подходящее для профессионального разбора, но тем не менее. Анна Тернхейм удивительно красива - не мимолетно, как многие героини клипов, а именно на каком-то необычном, серьезном уровне. И это превращает процесс исполнения ее песен в непривычное, завораживающее, притягивающее зрелище.

09.10.2007, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)