Год финской музыки в Санкт-Петербурге для независимой музыкальной сцены Суоми - это несколько концертов в клубе "The Place". Об исполнении классических, с точки зрения музыковедов, произведений, возможно, напишет кто-то другой. А я поведаю о концерте двух любопытных финских персонажей.
Первый из них давно уже живет в Германии, имя он себе сделал на множестве электронных проектов и в Питере представлял один из них. Luomo, он же Vladislav Delay, выйдя на сцену, заиграл отнюдь не хаус, как было обещано в некоторых анонсах. Окруженный двумя ноутбуками (на одном наклеено изображение лося), микшером, секвенсором и чем-то еще, он выдавал то, что можно было бы еще назвать микрохаусом, если бы единственным заметным ритмом являлся тот, что неслышно выстукивал ногой сам музыкант. Но в сочетании с бесконечным футуристичным визуальным бэкграундом публика безропотно слушала это более часа, благо, в шорохах, скрипах, дигитальном щебетании и IDM-выстуках чувствовалась необъяснимая логика. По сути, он делает то же самое, что будет после него. Но при помощи программирования.
Проект Islaja, как выяснилось, должен был появиться через час после Luomo, а пока что пустоты заполнял диджей. Мужчину, запускавшего фанк и электро, было порой жаль - вроде бы и клуб хороший, и звук, а публика предпочитает сидеть за столиками. Был бы это маленький бар, поведение зрителей можно было бы еще понять...
Islaja в составе девушки с гитарой, портастудией, калимбой и парой банок-шейкеров и юноши с басом воцарилась на сцене к половине двенадцатого. В записи Мерья Кокконен (Merja Kokkonen), не слишком симпатичная и суровая на вид девушка, звучит порой очень дискомфортно - на гитаре бренчит, как медведь с тремя классами образования, заполняет в компании с друзьями композиции случайными на первый взгляд пассажами пиано, труб... Хотя на последнем альбоме в таких вещах, как "Sydanten Ahmija" и "Laulu Jo Menneesta", слышится Бьорк - в лучшие ее годы. В пресс-релизе это назвали пост-фолком.
Впрочем, после Питера финка отправляется в тур с Animal Collective (предварительно посетив Китай и Японию), так что не будем расширять наш вокабулярий, а определим ее в категорию психо-фолка. На концерте Islaja звучит более минималистично - здесь основой служит красивейший голос, который зачастую тут же сэмплируется, гул баса, калимба, возбуждаемая смычком. Кухонная музыка в абсолютно трезвой финской весне. Анализируя фотографии, замечаешь, что на всех снимках Мерья стоит в одинаковой позе. Но уже нескольких минут концерта хватает для того, чтобы почувствовать себя не здесь и не сейчас. Сопротивление рационального и чувственного налицо. На хороших концертах, как известно, всегда побеждает второе.
Jack GREENE (1930)
Dave COUSINS (1945)
Jann WENNER (1946)
Kenny LOGGINS (1948)
Cyril DAVIES (1964)
BØRNS (1992)