ФЕСТИВАЛЬ  Pukkelpop: день первый, когда герой осматривается

Бельгийский фестиваль Pukkelpop проходит в двадцать второй раз. Начавшись как однодневная акция с участием семи групп, сейчас Pukkel разросся до трехдневного действа на девяти сценах. Да с таким составом, что даже первый день оставляет в смятении.

Бельгийский фестиваль Pukkelpop проходит в Хассельте двадцать второй раз. Начавшись как однодневная акция с участием семи групп, к нашему приезду Pukkel (что, кстати, означает "прыщ") разросся до трехдневного действа на девяти сценах. Старожилы поговаривают, что на фестивале никогда не было солд-аут, что само по себе странно. Дело в том, что решение поехать в Бельгию появилось после того, как в соседней Голландии обломалось попадание на мероприятие под названием Lowlands со схожим лайн-апом.

До Хассельта, где нынче находится постоянно резиденция фестиваля, можно добраться как из Брюсселя с Антверпеном, так из Эйндховена - причем не только на поезде через Майстрихт, но и на автобусах, проходящих через тихие близлежающие городки. В Бельгии билет на фестиваль служит также залогом бесплатного проезда до Пуккельпопа и обратно. К нашему приезду в кемпинге было еще довольно свободного места. Концерты проходили через дорогу, так что быстро поставив палатку, мы двинулись к чудным звукам. Фестиваль начался для нас с группы The Twang. Манчестерские последователи Stone Roses и Happy Mondays как раз пели свой главный хит "Wide Awake". Два вокалиста, напоминающие Шона Райдера (Shaun Rider) в лучшие его годы, пружинящие риффы - правильный настрой был моментально найден.

Благо, сразу же за ними на Main Stage начинали свой сет Gogol Bordello. Чем удобен Pukkelpop - сцены на нем расположены очень близко (от Club Stage до главной идти минуты две, а до самой далекой Dancehall можно добраться за пять). При этом расписание (по крайней мере, в первые два дня) было устроено так, что после каждого концерта у посетителя было три группы на выбор. Несколько раз организаторы все же устроили головоломку - к примеру, поставив одновременно Justice, LCD Soundsystem и The Sounds. Но в целом проблемы выбора "куда идти" не было. Местные жители и прочие европейцы вообще, кажется, не утруждали себя такими вопросами - многие группы они видели и раньше. Впрочем, как и мы. Москва (и Питер в частности) входит в гастрольный тур некоторых главных банд. К примеру, те же Nine Inch Nails играли у нас в августе, а Basement Jaxx должны были появиться через неделю.

Итак, Gogol Bordello. В усатом вокалисте Евгении Гудзе уже совсем не узнать актера, игравшего с Элайджей Вудом (Elijah Wood) в фильме "И все осветилось", он уже почти не поет песен на русском, но продолжает измываться над английским языком. Особенно запомнившееся: "Don't worry, my friends, help is on the way". Публика в восторге от интернационального балагана, а нас уж просто распирает от гордости.

Вслед за этим на Club Stage появляются 1990s. Из всех команд, автоматически занесенных в категорию "живчики журнала NME" они выглядят наиболее свежо. Формат трио, поющий драммер, риффы a ля The Who и позитивные "la la la" в каждом треке - в паузах зрители увлеченно продолжают их напевать.

Этого себе не могут позволить в шатре Chateu, где гремят Liars. У них еще остались воспоминания о былой танцевальности. Но в целом группа звучит гораздо более хаотично, чем на записи. Это уже не малоподвижные структуры, заполненные гитарным эмбиентом, а практически no wave. Почти никаких аккордов, только бряцание по открытым струнам, вопли и шаманский бит. Вокалист Ангус Эндрю (Angus Andrew) объявляет, что их можно будет увидеть и на другой сцене вместе с The Stooges, но, видимо, что-то хрустнуло в фестивальном механизме.

The Pigeon Detectives оказываются очередной пустышкой - кроме успешного сингла "I Found Out" им и предъявить нечего. Editors звучат невероятно хорошо, но скучно. Каждое слово можно разобрать, дилеи выкручены до упора, но, увы, квартет продолжает упорно репетировать одну и ту же песню, подставляя под нее различные стихи.

Другое дело The Go! Team с их двумя ударными установками, за которыми побывают за выступление почти все участники. Гитаристка-японка и чернокожая вокалистка с белоснежных шортах - гм, уже можно даже ничего не слушать, только смотреть. Группа играет много песен, построенных на речитативе - много их на втором альбоме "Proof of Youth", релиз которого намечен на сентябрь. Наверное, так выглядит Нью-Йорк, если его переложить на музыку - модный, слегка наивный, но невероятно сексуальный.

Пора немного передохнуть. На Scateboard Stage звучит совсем другая музыка. У Hayseed Dixie нет ударных, зато есть акустические гитары и банджо. Они называют себя "A Hillbilly Tribute to AC/DC", а значит, играют классику хард-рока так, будто ее придумали ковбои и фермеры. Согласитесь, нет ничего лучше в музыке, чем откровенная ирония.

Между еще одним британским любимцем Jamie T и хип-хопперами Dizzee Rascal выбираем второе. На фестивале много музыки танцевальной, пост-панковской, электронной и тяжелой, но маловато речитатива, реггей и прочих милых радостей меломана. Впрочем, что вы хотели - посмотрите на эту толпу подростков, заполняющих траву пустыми стаканами из под пива. Если собрать 50 штук, то можно получить бесплатную футболку.

Тем временем фестиваль встречает Игги Попа (Iggy Pop). Просмотр многочисленных концертных выступлений играет с вашим журналистом злую шутку - он не понимает, почему старик Игги проделывает из года в года одни и те же трюки. Стоит на коленях на "I Wanna Be Your Dog", собирает на сцене толпу на "No Fun". С другой стороны - ну чего еще ждать от The Stooges? Они все равно крутые рок-н-роллеры, и всякие сопливые авторы им не помеха. Которые, кстати, сами скачут и вопят от радости.

Настает вечер, а с ним и глобальный вопрос - как попробовать все вкусное. Скрипя зубами, проходим сначала на Battles. У них нет бас-гитары, а также представления о том, сколько должна длится поп-песня. Поэтому они берут немного фри-джазового безумства и накладывают его на различные расхожие ритмы. Круто, очень круто, но надо спешить.

Направляясь на M.I.A., слышим, как Девендра Банхарт (Devendra Banhart) продолжает свою давнюю традицию - вызывает добровольца из публики, чтобы тот спел свою песенку. Публика при этом не негодует, а искренне радуется, да и песенка совсем неплоха.
M.I.A. выпускает свой второй альбом, его масштабированная обложка украшает собой задник. В паузах она громогласно пиарит себя, а на последней песне даже прерывает диджея, говоря: мол, пацаны, я щас закончу, чего так тихо-то? Хип-хоп, похоже, дело крутых чикс. А Матанги Арулпрагасам (Mathangi Arulpragasam) - она именно такая.

Kaiser Chiefs еще один пример того, как слава портит людей. Кажется, поле забито их фанатами, они орут песни "кайзеров", однако пухлому вокалисту Рики Уилсону (Ricky Wilson) все мало, он требует еще и еще. Чем вызвана такая популярность - понятно: музыка KS сделана по стандартам радио-эфира, она совершенно не удивляет. А пить пиво уже не хочется.

Однако личным хайлайтом все также остается выступление Low. Семейство мормонов, которое выкинуло из барабанной установки все, кроме пары тарелок, тома и малого барабана, а из гитарных и басовых партии - все, кроме одиночных аккордов и основных нот, выступает настолько мощно, что начинаешь задумываться - а смогли бы они выступить на Главной сцене. Фирменное двухголосие, восхищенные слова в адрес Игги Попа, а в конце - десятиминутный изматывающий уши дроун. Как будто в церковь сходил, честное слово. Если это сектантская музыка, то пусть это будет единственная музыкальная секта на земле. На Architecture in Helsinki уже хочется спать, но тут виноват неокрепший организм автора, а не группа, которая через несколько дней наконец-то поедет в город, давшей им имя. Австралийцы скачут по сцене, кажется, что каждый раз выбор инструмента, на котором будут играть участники ансамбля, случаен. Такое же ощущение порой возникает и от музыки - ее будто сочиняют у тебя на глазах, и композиторам невероятно везет этой ночью. Чтобы не задремать под эту урбанистическую свистопляску, приходится танцевать, подражая фронтмену Камерону Берду (Cameron Bird) - и, о чудо, я могу ходить, господи!

24.08.2007, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: