Несмотря на свою "актуальность" и "независимость", Авант фест 2007 стал, пожалуй, самым совковым из всех мероприятий, проводившихся у нас в последнее время. Все стало понятно уже до того, как на сцену вышла первая группа. Дело даже не в группах. "Бог с ней, с музыкой, она играет и ладно"(c) Вася В. О чем первым делом думает любой нормальный человек, когда приходит на концерт? Особенно на масштабный оупэн-эйр. Праздничное настроение, предвкушение отрыва и тусовки. Конечно же, о том чтобы выпить. И вот тут наступает первое разочарование. Купить пиво, в человеческом понимании этого слова, невозможно. Купить можно только 1) значки, 2) майки, 3) диски. Что же касается пива, чипсов, бутербродов и подобного - то тут действует советская система талонов. То есть для того чтобы попить-поесть, нужно преобрести какой-нибудь фирменный стафф и получить за это талончик, который обменивается на продовольствие. Хотите пива - покупайте, скажем, два значка по пятьдесят рублей и идите в очередь (стакан пива - два талона). Чем больше пьете, тем больше на вас навешано этого добра. А при том, что организаторы решили не экономить на воде, разбавляя ее пивом совсем чуть-чуть, каждый становился счастливым обладателем поистине промышленного количества одинаковых значков (их было всего два вида - голубенькие и беленькие). Странно, что данная система не распространялась на туалеты. Это в десятки раз бы повысило сбыт атрибутики. Только представьте: справляете малую нужду - два значка, большую нужду - четыре значка, и вот вы еще в два раза сильнее ощущаете свою причастность.
Тем временем, начало задерживалось часа на полтора. На это следует обратить
особое внимание. Первыми должны были выступать Bubbles&ZePieretta, Banana
Princess и A Rifle Surprise. Так вот они в тот день на сцену не
вышли. Переезд сцены из другого города затянулся и монтажные работы начались
значительно позже - в итоге три группы не выступили.
Что касается публики, то ее характер, как и следовало ожидать, определил приезд
новомодных ShitDisco, а не старых добрых Mudhoney. Все были какие-то
танцевальные.
Морэ и Рэльсы выступили как настоящий открывающий, в отечественном понимании
этого слова, коллектив. То есть все мысленно отмечают, что движуха началась, но
можно еще пойти купить пару значков. Что все и делали. Морэ и Рэльсы отыграли
несколько своих гоп-песен про пьяных диджеев и уступили сцену Jazzlobster`у.
Вообщем-то, обе эти группы смотрелись в обойме фестиваля весьма странно. Я,
конечно, понимаю, что "Свобода всегда рок'н'ролл", и прочее "отсутствие рамок",
но если Морэ
и Рэльсы хотя бы спели про диджея, что вполне соответствовало всеобщему настрою
(не забывайте, что люди пришли танцевать), то Jazzlobster были вообще не пришей
кобыле хвост. Взрослые дядьки в шляпах, их по-старому пижонская музыка, которую
можно назвать просто роком и сразу забыть о ней, никак не вязалась с толпой
юнцов, вовсю демонстрирующих своим видом, что они пришли на нью-рейв. Кстати, у
них был самый классный звук из всех российских команд, выступавших в тот день.
Потом вышли Dustveil. Какая-то просто жутко навязчивая музыка с мерзким вокалом
и однообразным битом.
Ситуация впервые резко изменилась после их ухода. Мои Ракеты Вверх. Они уже
приобрели какой-то особый статус. Группа, которая как-то так всем понемножку
нравится. Настоящая поп-группа. Вокруг них никогда не было и нет никакой
истерии, но на них идут и обычно уважают, даже если не слушают. Группы такой
категории - это редкость для нашей страны. Все хотят толкнуть какую-то телегу,
залезть к вам в душу либо со своими страданиями, либо мега-концептуальными
идеями, а МРВ просто играют ненапряжную попсу, в которой угадывается вся та
музыка, которая обязательно есть в плейере почти у каждого, кто носит кеды.
Очень оупэн-эйровая группа. К тому же, они мощно сыграли кавер на Pixies
- "Isla
de Encarta". Дальше был удар по яйцам.
Леха Никонов и Елочные Игрушки. Единственное по-настоящему злое выступление. Все знают, что Никонов мерзок и гордится этим. И это круто. Свои мерзкие стихи он читает с особым чувством, прямо таки брызжа слюной. Он уже немного одутловатый и лысеющий, но все равно рвет вам мозг. И правильно делает. Его даже очень неплохо приняли. Это оставляет двоякие мысли - с одной стороны это означает, что не все так плохо. А с другой - такие поэты обычно проигрывают когда их начинают любить.
После Никонова настал момент соблюдения "инди-этикета". О такой загадочной вещи как "инди-этикет" было написано в одной из статей в рекламном проспекте Авант-феста. Говорилось что-то о том, что нужно стоять и слушать, засунув руки в карманы, если не держишь стакан с виски-колой. Если учитывать, что из алкоголя Авант предлагал только паршивое пиво, становилось еще смешнее, а при таких длиннющих очередях (точек разлива, где трудились несчастные волонтеры, было всего две), оставалось действительно засунуть руки в карманы и идти просто стоять и слушать. Потому что начинали Silence Kit. Несмотря на то, что организаторы обещали оборудовать сцену "самым мощным и концептуальным оборудованием", Silence Kit звучали очень бледно, явно пытаясь сказать больше, чем можно было расслышать. Четыре маленьких прожектора и небольшой экран слева от сцены своей концептуальностью, естественно, не спасали. К тому же новый барабанщик не мог похвастаться идеальной ровностью игры. Мнения двух участников God is an Astronaut, которые в момент выступления SK, стояли в своих черных кожаных куртах в толпе, разделились - один, скорчив кислую гримасу, отправился за пивом, другой, на мой вопрос о том, было ли на его взгляд сегодня что-нибудь интересное, ответил, что "эти парни мне нравятся".
И вот настал черед хэдлайнеров. The Ladybug Transistor. Ничего особо
неприятного, но как-то не в тему и жутко скучно. Поп-рок с корнями, уходящими
в шестидесятые. Совершенно не претенциозные
ребята, на американцев, кстати, не похожие ни по звуку, ни по гармониям, ни
внешне. Такую милую гладенькую, меланхолично-позитивную музыку обычно играют
какие-нибудь англичане. Можно потанцевать немного, просто постоять, подвигать
головой, а потом, опять же, забыть об этом. Во время их сета на меня откуда-то
внезапно упала пьяная дама в оранжевых сапожках и огромных темных очках. Тут же
решив со мной познакомиться, она сообщила, что скоро будут Punk TV, и
что они
самые лучшие, потому что там играет ее парень. Разумеется, я не стал даже
спорить с тем, что это безумно круто и сделал вид, что больше всего жду именно
их. Punk TV отличились стадионным пафосом. Вокалист очень сильно напоминал
Галлахера-младшего, а музыку можно было охарактеризовать как электронный Oasis.
Все те же мелодии, подача, вокал, но только с электроникой. Ничего так, местами
даже красиво. К концу их выступления, дама вокалиста сидела на ступеньках и,
будучи огорченной большим количеством воды, разбавленной пивом, роняла слезы и
сопли по поводу того, что "Hot Zex выступали круче". Мне, честно говоря, было
это совершенно по барабану, потому что я знал, что сейчас будет первая из тех
двух групп, ради которых действительно стоило посетить Авант-фест.
God is an Astronaut. Забегая вперед, скажу, что это было единственное выступление, которое оправдывало наличие нелепого экрана. Это было действительно нечто. Вопреки распространенному мнению, что пост-рок это, прежде всего, километровые цепи примочек, астронавты добиваются космичности звучания преимущественно традиционным способом - мозгами и руками. Это гармонии и мелодии, а не нагромождения плотного фона различной высотности и частотности и размазывание соплей по струнам, гордо именуемые пост-рокерами "атмосферностью". Дядьки играли на инструментах в привычном понимании этого слова и выглядели при этом предельно обычно. Если не слышать музыки и видеть только самих музыкантов на сцене, то их запросто можно принять за каких-нибудь матерых русских рокеров. Но смотреть на сцену как раз-таки было вовсе не обязательно. Их альбомы вполне можно слушать как приятную музыку. Особенно, если сделать потише. Но на живом выступлении это не пройдет. Что в них было такого особенного, чего я никогда в жизни не забуду? Они смогли буквально проникнуть в мою психику. Я искренне сочувствую тем, кто во время их выступления колбасился у сцены, потому что они пропустили нечто главное. Мне повезло гораздо больше - стоя позади, я уставился в экран. И за все время сета, так и не смог отлипнуть от него. Слушать эту музыку и смотреть кадры подготовки к самоубийству одного печально известного фаната Бьорк (это реальные кадры с реальным финалом, который, однако, был опущен), было тяжелым испытанием, но это того стоило. Временами они доводили до грани тихой истерики, временами просто пугали, потом давали расслабиться (в эти моменты хотелось плакать), потом снова рвали на части. И все это было по-настоящему, никаких игр. Но длина сета разочаровала. Всего полчаса для таких масштабных событий - ничтожно мало. Однако этого было достаточно чтобы запомнить на всю жизнь. Будучи людьми не пафосными и общительными, астронавты потом все так же тусовались среди толпы и рассказали о том, что в скором времени стоит ожидать приезда с сольным концертом.
К дальнейшему развитию событий я готовился морально целый день. Два массовика-затейника, которые весь день несли какую-то пургу, объявляя группы, перевели название ShitDisco как "Скучная вечеринка". Я бы, конечно, сказал по-другому. Вечеринка у них не просто плохая, а еще и дерьмовая. Но детишки были в восторге. Дождались таки своего нью-рейва. Вокалист ShitDisco, человек в желтой кофте с капюшоном и с джаззмастером, даже выучил слово "pizdets" чтобы показать, как ему нравится в России и как он уважает ее культуру. В общем, шумная развлекаловка. Песенки, не отличимые одна от другой, громко, безмозгло, электроника, танцевальный бит и яркий свет - что еще нужно? Впрочем, это выступление тоже стоило пережить. Ведь завершением вечера была группа, чей приезд многие ждали десять лет. Когда танцульки закончились, на сцене снова появились двое массовиков-затейников, которые к тому моменту успели порядком всем поднадоесть (народ уже не стеснялся громко посылать их домой) чтобы объявить о том, что и так все знали. Группа Mudhoney!
Людей стало ощутимо меньше, что, на самом деле, только порадовало - аудитория стала чистой. Что можно сказать о выступлении старых героев Сиэттлской Волны? Сказать, что они убрали всех - ничего не сказать. "Touch me I'm sick!!!" - подпевал зал. "You Got It", "Suck You Dru", "Touch Me I`m Sick", "Sweet Young Thing"... Все самые хиты и новые вещи. Потом они вышли на бис и окончательно порвали всех на части ("Hate The Police" и кавер на Black Flag "Fix Me"). Был, однако, под конец момент, когда мне хотелось сгореть со стыда. Что подумали музыканты, когда Максим Сильва-Вега перед последней песней полез на сцену чтобы, по видимому, сообщить им о том, что пора заканчивать. Он, судя по всему, вообще не очень понимал, КТО находится на сцене. Мне показалось, что Марка эта выходка как-то немного покоробила. Так закончился день. На асфальте перед сценой красноречиво валялся разорванный в клочки проспект фестиваля, а быдловатая охрана торопливо выгоняла народ с территории. Все, что можно сказать об организации мероприятия, я уже сказал в самом начале. Что касается музыки - спасибо за God is an Astronaut и Mudhoney. Остальное было лишним.
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)