Эрик Трюффа (Erik Truffaz) относится к
тем редким музыкантам, который,
играя джаз, не замкнулся на заумных интровертных импровизациях, зачастую более
интересных исполнителю, чем слушателю. В то же время, его музыку нельзя в
полной мере отнести ни к коммерческой, ни к экспериментальной: Трюффа играет
то, что органично для него и для его музыкантов. Возможно, именно эта
бескомпромиссность и есть следствие того, что на сегодняшний день Трюффа -
один из самых знаменитых мировых трубачей. Внешняя мягкость уживается в этом
человеке с самыми твёрдыми принципами, которыми он далеко не всегда готов с
вами делиться.
Концерт Трюффа и его виртуозных музыкантов в Москве прошёл
7 июля. Перед выступлением месьё Трюффа любезно согласился побеседовать с нами.
Звуки.Ru - Ваш последний альбом называется "Arkhangelsk" почему вы выбрали это название?
Эрик: Потому что мы любим этот город. Мы были там три раза. Первый раз - участвуя в большом международном джазовом фестивале, лет десять назад. Это было сумасшествие, после нашего выступления мы с другими музыкантами поплыли по Белому морю к Соловкам. Выступления перемежались с распитием по русскому обычаю огромных количеств водки. Это продолжалось три дня, и стало воспоминанием на всю жизнь (смеется). Там же, в Архангельске мы встретили человека - Юрия Силкина, который впоследствии стал нашим концертным агентом в России. Он организовывал наши последующие выступления в, Самаре, Нижнем Новгороде, Петербурге.
Звуки.Ru - А в Москве вы уже выступали?
Эрик - Да, несколько раз, но это были маленькие клубы, и музыку мы играли несколько иную, чем сейчас.
Звуки.Ru - В связи с этим вопрос. Для нас слово Архангельск ассоциируется с севером, снегом, и соответственно с определенной "нордической" музыкой, у вас "Архангельск" иногда почти средиземноморский...
Эрик - Да-да, вы правы... Это просто... я увидел фотографию этого дома впервые в музее в Лозанне, она напомнила мне ощущения в Архангельске... Я думаю, музыка альбома выражает это ощущение...
Звуки.Ru - Как вам впечатление от русских музыкантов, по сравнению, например, с французскими или американскими?
Эрик - Мы встретили много действительно хороших музыкантов... Они тяготели, правда, более к фри-джазовому музицированию. Но это было десять лет назад, сейчас, может быть, всё изменилось...
Звуки.Ru - Думаю, не намного...
Эрик - Да? Вы знаете, ведь мы и сейчас играем свободную музыку, но при этом сохраняем groove, определенные мелодические структуры...
Звуки.Ru - В вашей музыке можно услышать много элементов различных культур. Это и хип-хоп, и арабское пение, и электронная музыка. У вас есть какое-то определение для этого?
Эрик - Наша музыка - это смесь джаза, поп, рок и электроники. Мы можем использовать и рок, и фанк, главное условие, чтобы были groove и мелодия...
Звуки.Ru - Что для вас главное в вашей музыке - импровизация или композиция?
Эрик - Мы очень много сочиняем, и всё это рождается коллективно. Поэтому здесь трудно определить грань между композицией и импровизацией.
Звуки.Ru - А что вы можете сказать о музыкальной ситуации в мире на сегодняшний день? Всё сейчас смешивается со всем, существует огромное количество различных кроссоверов. Как вы думаете, что будет дальше? Нас интересует ваша личная оценка происходящего.
Эрик - Знаете, моя цель - играть музыку. Пусть другие задумываются об этом. Дело музыкальных критиков - размышлять о музыке, а дело музыкантов - играть музыку. Но насчёт Франции я могу сказать, что ситуация такова, что коммерческая музыка постепенно теряет своё влияние, своё значение, в свою очередь некоммерческая музыка у слушателей вызывает всё больший и больший интерес. Та музыка, которую мы играем, всё чаще и чаще звучит на радио и парадоксальным образом становится востребованной, каковой она изначально не является. Хотя мне это не нравится, так как радио подразумевает определённый формат. Если мы вспомним 70-е, то там были композиции по 10 и по 12 минут. А сегодня формат - 3-4 минуты - и это совсем никуда не годится.
Звуки.Ru - А вас вообще волнует эта тема радиоформата?
Эрик - Вообще-то не очень, но мы всё-таки каким-то образом представлены медиа-ресурсами, и меня это волнует постольку, поскольку я записываю музыку, я готовлю какой-то материал для людей, а значит, я как-то связан со всей этой кухней.
Звуки.Ru - ОК. Вопрос, вытекающий из предыдущего. В настоящий момент ситуация в музыкальном мире изменилась. Традиционные формы распространения музыки, такие, как магазины, розничные продажи, фирмы звукозаписи - монополисты, которые диктовали свои условия на рынке, постепенно утрачивают своё значение. Всё большее применение получают новые технологии, такие, как распространение и продажи через Интернет, iTunes и т.д. Представлена ли и ваша музыка в этой области?
Эрик - Сейчас, извините... (обращается к официантке): Roksan, ja hochu chu-chu chai! (Восторг всех присутствующих, официантка приносит чайник чая). Spasibo! (обращаясь к нам) Конечно же, мы пытаемся быть представлены везде. В том числе и на iTunes. Но для такого жанра, как у нас, это не меняет ничего. Это настолько ничтожно, по сравнению с теми доходами, какие получает от этого, например, Мадонна (Madonna), и вообще - мега-звёзды, что... Для нас, в общем, куда важнее играть вживую и продавать наши записи тем, кто их покупает и хочет слушать. Сказать честно, для нас куда большее значение имеет аспект игры, нежели обеспокоенность продажей своего творчества.
Звуки.Ru - Считаете ли вы свою музыку авангардной?
Эрик - 30-40 лет назад было огромное количество всевозможных течений - битники, хиппи... Сегодня же молодые люди стали довольно правильными. Ситуация постоянно меняется, поэтому мне трудно сказать, что является авангардом, а что нет. Но с самого начала нашей деятельности, мы сталкивались с определённым противодействием, которое шло как от коммерческой музыки, так и от андерграунда. И нашей задачей являлось как-то это обойти.
Звуки.Ru - Вы не пытались экспериментировать с академической музыкой, например, оперой?
Эрик - Да, пытались. В прошлом году у нас был проект во Франции с симфоническим оркестром.
Звуки.Ru - Каковы ваши литературные предпочтения?
Трюффа тем временем приносят чай. Он ставит чайник на пол. Фотограф Юля уступает свой стул для чайника.
Эрик - Нет, нет, сидите, пожалуйста. Вы знаете, я не перестаю удивляться вашим людям. Они не такие как везде. Они загадочные, непредсказуемые. Они иногда совершенно непонятны для меня.
Звуки.Ru - Для нас тоже.
Эрик - Да, так ваш вопрос. Да, я люблю литературу. И очень люблю русскую литературу - Толстой, Булгаков. Я достаточно много читаю.
Звуки.Ru - Джойс? Аполлинер?
Эрик - Да, конечно. Очень люблю современный авангард. Вообще я работаю со словами. У меня есть проект, когда параллельно со звуковым исполнением, с помощью специальной экранной проекции создаются слова.
Звуки.Ru - О да, это было в видео-клипе, который представлен на альбоме "Turtle".
Эрик - Да, точно.
Звуки.Ru - Кстати, насчёт системы. Вы очень много сочиняете. Вы один это делаете или у вас происходит это как-то совместно?
Эрик - С этой группой (указывает на своих музыкантов) у нас абсолютно совместное творчество. Мы импровизируем вместе и записываем всё это. После чего этот выбираем то что нам нравится: так создаются коллективные композиции, бывает что мы ищем мотив или ритмический рисунок полгода и бывает наоборот, что мы пишем десять номеров за 2 часа, так что все очень индивидуально.
Звуки.Ru - Вы очень много ездите, выступаете, записываетесь... Как вы боретесь со стрессом и откуда вы черпаете силы для ваших новых турне?
Эрик - Я живу за городом вместе со своей семьёй, и это, конечно, во многом обновляет меня... Но должен вам сказать, что этот напряжённый концертный график меня очень сильно вдохновляет. Вчера я сидел в Монреале, сегодня я в Москве и разговариваю с вами... И всё это мне очень нравится.
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)