Фестиваль в Glastonbury вернулся! После очередного отпуска (по традиции, раз в
несколько лет организаторы "дают отдохнуть" фестивальной поляне), соскучившиеся
по фестивалю фанаты буквально смели 170 тысяч билетов за час с небольшим -- и
провели оставшиеся месяцы в обсуждениях слухов и сплетен по поводу участников:
как всегда, Гластонбери держит интригу до конца и не объявляет состав
практически до последних дней.
Не менее актуальной темой был - вполне традиционно - и прогноз погоды.
После катастрофического наводнения 2005-го, смывавшего палатки и превратившего
поляну в сплошную лужу, хозяин фестиваля Майкл Ивис обещал улучшить дренаж:
ведь в том, что без дождя не обойдется, были уверены все. Дождь и грязь стали
за последние годы неизбежными атрибутами гластонберийского фестиваля: заработки
торговцев резиновыми сапогами растут, а теле- и фоторепортажи окрашиваются в
коричневый цвет, как и одежда всех без исключения обитателей поляны.
Те, кто не бывал на Гластонбери, недоумевают по поводу любителей помесить грязь в английской глубинке. Кто бывал - в большинстве своем мечтают вернуться. Видно, есть в этом месте какая-то магия: каким бы ни был состав (а зачастую другие фестивали собирают более впечатляющие имена), каким бы ни было количество осадков - Гластонбери остается лучшим фестивалем в мире, событием, до которого считаешь месяцы, недели, дни, часы...
В этом году треть обладателей билетов приехала на поляну в среду (при том, что концерты начинаются в пятницу). Ставили палатки, заправлялись сидром (традиция Гласто - сидр здесь популярнее пива, да и, рискнем сказать, вкуснее), знакомились с соседями, ходили к высшей точке поляны - знаменитому Каменному Кругу - провожать, а потом и встречать солнце: дата фестиваля с самого его начала в 1971 году привязана к летнему солнцестоянию, и эти псевдоязыческие ритуалы - еще одна гластонберийская традиция.
Дождь зарядил к вечеру четверга. Зеленая трава в момент превратилась в болото, любой просвет в облаках приветствовался дружным гулом фестивальной толпы. Не сказать, что просветы были редки, но всё же воды было больше, чем солнца. И так - все дни, до утра понедельника. Натягивать поутру не просохшие за ночь джинсы и вылезать из палатки под моросящий дождь - развлечение так себе. Тем не менее, бежавших с поляны было не так и много. В конце концов, через пару дней к сырости привыкаешь...
Главную сцену фестиваля открывали утром в пятницу норвежцы Adjagas, задумчивая северная группа, поющая на саамском языке нечто среднее между шаманскими песнопениями и эмбиент-роком. Странным образом эта музыка оказалась полной внутреннего драйва, и довольно быстро раскачала толпу, но столь же быстро и закончилась, буквально на самом интересном месте.
Две главные сцены фестиваля - "Пирамида" и "Другая сцена" (Other Stage) - были по преимуществу отданы британскому мейнстриму, то есть музыке более или менее гитарной и более или менее поп-роковой. Что не мешало концертам быть по-настоящему разнообразными и отклоняться от формата в самые неожиданные стороны. Даже простое перечисление участников фестиваля заняло бы слишком много места, но большинство из них было по-своему интересно, а возросшая вместимость поляны обеспечила немалые аудитории даже не самым знаменитым группам - что уж говорить о хедлайнерах!
Пятницу на "Пирамиде" закрывали Kasabian и Arctic Monkeys, в то время как на Other Stage играла Bjork. Выбор одной из двух сцен был делом непростым, а погодные условия делали дорогу между ними труднопроходимой. Как и ожидалось, обе сцены собрали впечатляющие толпы, и вряд ли кто-то пожалел о сделанном выборе. Arctic Monkeys радовали публику фейерверками и неожиданными кавер-версиями (исполнили, например, "Diamonds are Forewer"), а немногословная Бьорк, несмотря на проблемы со звуком, отыграла замечательный сет, завершившийся лазерным шоу на финальной песне "Declare Independence".
Днем в субботу, под проливным дождем, "Пирамида" порадовала собравшихся настоящим американским белым блюзом от Seasick Steve, искрометными Pipettes, юной поп-дивой Lily Allen... А вечером невероятное шоу устроили The Killers. Многие их ждали как главную группу фестиваля, но их выступление было испорчено недостаточно громким звуком -- факт, за который потом Майклу Ивису пришлось извиняться. Изначально предполагалось, что новая акустика сделает уровень звука на фестивальной поляне выше, при этом не давая звуковым волнам распространяться за ее пределы -- но, видимо, что-то настроили неправильно...
Игги Поп (Iggy Pop) на Other Stage, тем временем, проблем со звуком не имел, и отыграл свой концерт, основанный на старых хитах The Stooges, не менее забойно, чем в прошлом году на Сигете. При этом излюбленный трюк Игги с приглашением зрителей на сцену привел к непредсказуемым последствиям -- гуманные гластонберийские секьюрити не стали останавливать никого из желающих покрасоваться перед телекамерами, в результате на сцене оказалось никак не меньше сотни человек, и Игги чуть ли не за руку пришлось уводить каждого, чтобы продолжить концерт.
Последний же день фестиваля выдался более сухим (хоть без дождя, понятное дело, не обошлось) и, пожалуй, самым интересным. С утра на "Пирамиде" выступал Национальный Молодежный оркестр. Казалось бы, слушать на похмельную голову симфоническую музыку - занятие не из легких, но обнаружилось несколько тысяч желающих начать день именно так. Дирижер Чарльз Хейзлвуд (Charles Hazlewood) сполна использовал возможность привлечь новых любителей серьезной музыки: его остроумные и нескучные комментарии перед каждой исполняемой пьесой были, по меньшей мере, занимательны.
Днем нестареющая Ширли Бэсси (Shirley Bassey), королева британской эстрады, в расшитых бриллиантами резиновых сапогах, начала свой концерт с роскошных каверов на "Get The Party Started" Pink и "Light My Fire" The Doors. Выглядели Ширли и ее группа не менее инопланетно, чем симфонический оркестр... и не менее захватывающе, кто бы как ни относился к эстрадной песне. Собственные хиты Ширли, в том числе, конечно же, "Diamonds are Forewer", звучали замечательно, и в какой-то момент даже рассеяли тучи над "Пирамидой".
Но это было еще не всё. Manic Street Preachers, Kaiser Chiefs, и, наконец, The Who обеспечили основной сцене Гластонбери-2007 незабываемый финал. А тем временем на Other Stage Chemical Brothers устроили, должно быть, самую большую в мире танцевальную вечеринку в грязи. И пусть сет братьев-химиков не состоял из настолько плотно упакованных хитов, как на прошлом их появлении на Other Stage в 2004-м, тем не менее, уровень их концерта вполне подходил для завершения фестиваля.
Впрочем, те, кто ходил утоптанной тропою между двумя главными сценами, пропустили немало интересного. Как всегда, эклектичной и неожиданной была JazzWorld Stage, равноудаленная и от джаза, и от world music. Из концертов на ней запомнились японские джаз-панки Soil And Pimp Sessions, тряхнувший стариной Джон Фогерти, спевший все хиты Creedence Clearwater Revival, мексиканский дуэт гитарных виртуозов Rodrigo y Gabriela, "Старые песни о главном" в исполнении Guilty Pleasures и их гостей, да и многое другое. Большой бар с грушевым сидром у этой сцены позволял употреблять музыку и алкоголь бесперебойно, что, как всегда, способствовало немалой популярности JazzWorld Stage. А тем временем на пяти крытых тентах "Dance Village" непрерывно играли диджеи, народ в наушниках танцевал под silent disco, расслаблялся под лаундж в крытом кафе, и, в общем, лучше проводил время, чем мокнущие толпы у основных сцен.
И, как всегда, на Гластонбери происходило много не относящихся к музыке событий - политические дебаты, поэтические чтения, киносеансы, цирк, кабаре, свадебные церемонии, сеансы нетрадиционной медицины, мастер-классы по плетению ивовых корзин и прочие трудноописуемые вещи, сплетающиеся в единый яркий, мокрый, громкий комок впечатлений, которые еще разгребать и разгребать. И конечно же, на будущий год билеты будут стоить еще дороже, купить их будет еще сложнее, но в дни летнего солнцестояния двести тысяч счастливчиков соберутся на лучший фестиваль в мире. Может быть, хотя бы в 2008-м обойдется без дождя?
1962 – В Кеннете, Миссури, в семье адвоката и пианистки родилась Шерил Кроу - поп-певица, начинавшая карьеру в качестве бэк-вокалистки Майкла Джексона »»
1982 – Родился Питер Хейз - гитарист и вокалист американской рок-группы Black Rebel Motorcycle Club »»
Jimmy CARTER (1932)
Gerry GOFFIN (1939)
Sergio MENDES (1941)
Otis CLAY (1942)
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ (1957)
Sheryl CROW (1962)
Craig "133" JONES (1973)
D'ANGELO (1974)
Brandy (1979)