Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) - музыкант, про которого
без натяжки можно
сказать: таких мало. Действительно, до сих пор в джазе редко найдётся трубач с музыкальным
образованием. Марсалис сумел совместить в своей музыке педантичный академизм и
обаятельную неряшливость импровизации. Его альбомы всегда откровенно
неформатны, и в то же время, они стабильно пользуются коммерческим
успехом. А это, поверьте, не такая простая задача:
например, французскому трубачу Эрику Трюффазу (Erik Truffaz) пришлось во
многом сдать позиции на своём последнем альбоме "Arkhangelsk" ради более
традиционного, а значит - коммерческого звучания.
Новый альбом Марсалиса "From The Plantation To The Penitentiary", по
сути, не является чем-то радикально новым по сравнению с его предыдущими
работами. Буквально за считанные
дни он успел приобрести статус классического, и, думается, вскоре станет
хрестоматийным. Даже в описании треков, даже в оформлении конверта всё
направлено на то, чтобы "поучать, развлекая". Под названием каждой песни написана
жанровая, ритмическая и стилистическая структура оной: таким образом, слушатель
становится соучастником создания шедевров. Например, под
заглавным треком "From The Plantation To The Penitentiary", помимо
стандартного тайм-кода, намечен следующий план: "6/4 Groove, 6/8 Naningo, 6/4
Swing". Подобное "введение в теорию" провоцирует слушателя к более
пристальному восприятию композиции: мы обращаем внимание на то, что вокальная
строчка в этом треке исполняется на "проходных" нотах. В свою очередь, она противопоставляется диссонансу трубы и саксофона, что в синтезе создаёт
абсолютно убедительное ощущение ясности и гармонии. Сам маэстро объясняет подобное решение с
кокетливой интуитивностью и образностью: "Это странное сочетание чего-то
приятного, но имеющего острый угол. Приятный голос делает музыку более
яркой". Разумеется, музыкант обращает основное внимание на вокал, в первую
очередь, из скромности. Тем не менее, в этой фразе заложен один из
основных эстетических принципов артиста: функцию красоты в его музыке
выполняет, прежде всего, тембр инструмента. Гармония же выполняет функцию
поиска.
Ведь так и есть: ни одну песню великого трубача нельзя назвать красивой в
традиционном понимании. Тем не менее, все треки в своём разнообразии,
затрагивают в душе слушателя нечто изначальное и первобытное, те чувства, которые должны
возникать у детей и сумасшедших при соприкосновении с прекрасным. И нежная
"Find Me", и напористая "Supercapitalism", и почти застольная
"Where Y'All At?" - не имеют этих свойств в ежедневном
понимании. Но при погружении в каждую из этих песен мы понимаем, что все они
имеют некую высшую красоту. Красоту поиска, красоту тембра (если реализовать
эту музыкальную метафору, то красота тембра - есть ничто иное, как античное
восхищение телом). И если не каждый сможет насвистать какую-нибудь мелодию с
этого альбома, и даже не каждый сможет запомнить название оного, но, в
любом случае - какая-то песня обязательно западёт вам в душу.
Дата рождения:
18 октября 1961
1813 – В Лейпциге родился Вильгельм Рихард Вагнер - композитор, создатель цикла опер на сюжет германской мифологии, драматург и автор либретто своих опер, музыковед, философ и революционер »»
2003 – В 2003 году сэру Полу Маккартни вручили диплом почетного профессора Петербургской консерватории. После этого события в сети появились карикатуры на битла "Профессор консерватории, не знающий нотной грамоты" »»
Charles AZNAVOUR (1924)
Al BROWN (1934)
Jerry RICKS (1940)
Bernie TAUPIN (1950)
David DUNN (1953)
Jerry DAMMERS (1954)
Mary BLACK (1955)
MORRISSEY (1959)
Юрий ЦАЛЕР (1973)