Чтобы понять, что такое средневековая музыка XXI века, стоит вживую послушать Laterna Magica, один из самых известных в этой сфере российских ансамблей. Играют они только на изготовленных на заказ инструментах, а художественный руководитель коллектива, Ольга Комок самостоятельно освоила портативный орган и колесную лиру.
Звуки.Ru: Насколько актуальна средневековая музыка сегодня?
Laterna Magica: Средневековая музыка нынче актуальна ровно настолько, насколько любая сколько-нибудь нестандартная, хоть чем-то экзотичная музыка. Средневековые концерты нигде в мире не транслируют по телевидению, как какие-нибудь "евровидения" и "золотые граммофоны", но аудитория у любой "музыки для продвинутых" есть, она весьма заметна, и она растет.
Звуки.Ru: Как вы считаете, аудитория Laterna Magica - это в основном ценители средневековой музыки или люди не слишком в ней просвещенные, но любящие конкретно ваше звучание?
Laterna Magica: Практика показывает, что средневековую музыку слушает, что называется, кто ни попадя. Хиппи и им сочувствующие, всевозможные неформалы, дети от 3-х до 17-ти, типичные филармонические меломаны, случайные любопытствующие, офисные работники, компьютерщики: и так далее. На собственных концертах и выступлениях "коллег по средневековому цеху" мы убедились в том, что прослушивание средневековой музыки не требует от аудитории ни специальных знаний, ни особой склонности. Эта музыка способна с каждым пообщаться на равных. Ансамбль Laterna Magica здесь ни при чем: мы лишь пытаемся транслировать то, что заложено в самой музыке.
Звуки.Ru: Не чувствуете ли вы конкуренции со стороны других питерских ансамблей, ориентированных на средневековую музыку? Или наоборот дружите, обмениваетесь опытом, материалом и т.д.?
Laterna Magica: Конкуренции в музыкальной области, которую следует всячески развивать, да и попросту поддерживать на плаву, быть не может. О чем говорить, если во всей России не наберется и десятка ансамблей средневековой музыки, многие из них - пока только начинающие, "зубры" устают от борьбы за существование и отходят от дел, а активно действующие коллективы по множеству причин развиваются медленно и с превеликими трудами. Мы все - не конкуренты, а могикане, пусть не последние, но предпоследние уж точно.
Звуки.Ru: Исполнение средневековой музыки в Европе более развито, чем у нас, или все-таки нет?
Laterna Magica: Безусловно, догонять и перегонять Европу и по
исполнительскому уровню, и по количеству средневековых концертов на душу
населения нам еще рано. Впрочем, в Европе средневековое исполнительство тоже
так и не стало мейнстримом, как случилось с аутентистами, которые играют музыку
17-18 веков. И все же, если в Голландии, Англии, Швейцарии, Франции
средневековой музыкальной практикой плотно, серьезно и успешно занимаются более
30 лет, то у нас до сих пор средневековье остается маргинальным ответвлением
движения "исторически информированного исполнительства".
Звуки.Ru: Музыка какого исторического периода вам лично ближе всего? Почему?
Laterna Magica: Laterna Magica, в основном, играет музыку 13-14 веков. Мы "залезали" и в 15-16 века, и в 12-й, и в 20-й, и в 21-й. Думаю, эти эскапады участятся в будущем. Но 13-14 век - наша, так сказать, первая любовь. А она, как известно, зла - почему ты любишь то, а не это, словами выразить почти невозможно. И не буду.
Звуки.Ru: В музыке Laterna Magica больше экспериментов или аутентичного средневекового звучания?
Laterna Magica: Всего понемножку. Поиск аутентичного средневекового звучания в наше время - это и есть мега-ультра-эксперимент, согласны?
Звуки.Ru: Состав Laterna Magica периодически меняется. Меняется ли вместе с этим манера исполнения, и сколько времени, усилий обычно требуется, чтобы совместить старый материал и новых людей, новые инструменты?
Laterna Magica: Меняется не просто состав, инструменты - манера исполнения одних и тех же композиций, их аранжировки и т.п. меняются с периодичностью где-то раз в полгода вне зависимости от того, появляются ли в ансамбле новые музыканты. Мы же растем, а постоянное изменение - и есть признак здорового роста.
Звуки.Ru: Вы играете как в Капелле, в Филармонии, так и в клубах. Какая же программа должна быть, чтобы она органично звучала в настолько разных местах?
Laterna Magica: Программы для филармонических и клубных площадок, разумеется, должны быть разными. Зато исполнительский драйв - одинаковым. В этом духе и стараемся действовать.
Ближайший концерт:
Петербург
9 июня
Музей А.Ахматовой в
Фонтанном доме
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)