Музыканты этой команды никогда не топили в бассейнах лимузины, не были замечены в скандалах с наркотиками и алкоголем, не бегали по всему свету от налогов и не прятали неучтенных жен на экзотических островах. И тем не менее речь идет об одной из самых экстравагантных рок-групп на планете Земля. Как такое может быть? Очень просто: группа называется Sparks, а экстравагантность музыкантов на все сто с прицепом процентов проявляется в исполняемой ими музыке.
Группу братьев Рона и Рассела Мэл (Ron & Russel Mael) всегда отличало глубокое наплевательство на каноны поп-музыки при внешнем следовании оным. У них всегда все немножечко не так, как у других, но именно этим группа и интересна.
Sparks - современники и духовные побратимы Дэвида Боуи и Queen. Их всех обычно относят к довольно расплывчатой стилистически первой волне британского глэм-рока. Это при том, что братья Мэл в отличие от Боуи и Queen, вообще-то американцы. Просто так уж получилось, что именно британскую музыкальную сцену они выбрали для начала своей искрометной карьеры - на родине их вычурные произведения поначалу воспринимались тяжеловато. Зато в Старом Свете их приняли с распростертыми объятьями как публика, так и культовый глэм-продюсер Тони Висконти, также известный своей работой с T.Rex и уже упоминавшимся Боуи. Так что нынешние герои хит-парадов вроде The Killers или Scissor Sisters, пересекающие в нашем веке атлантику в поисках признания, в этом смысле могут считаться их наследниками.
Сочиняя яркие, праздничные, глэмовые номера вроде "Amateur Hour", "Here In Heaven" или "Something For The Girl With Everything", братья откровенно потешались над визуальной стороной жанра. Рассел мог иной раз выйти к микрофону в костюме лыжника (включая варежки и шарфик), а Рон - устроиться за синтезаторами в галстуке и серой кофточке провинциального бюрократа (хорошо еще, что не в нарукавниках!). Да и тематика их песен во все времена была весьма далека от обычных для глэма тем экзальтации и гедонизма. В песнях Sparks по сей день правит бал вдохновенный абсурд, а их какие-то вызывающе "нероковые" названия вроде "Achoo", "Falling In Love With Myself Again", "What Are All These Bands So Angry About" или совсем уж невероятное "As Sit To Play The Organ At The Notre Dame Cathedral" говорят сами за себя. Да и кто сможет, хоть раз услышав, забыть строчку "и тогда я повесился на своем родовом древе"?
Интересно, что на рубеже 70-х и 80-х Sparks в компании Джорджио Мородера много и охотно экспериментировали с диско. Этот период принес им только один безусловный хит - ультимативную "The No. 1 Song In Heaven". Однако уже тогда стало ясно, что вызывающая несерьезность группы, помноженная на несерьезность какого-нибудь музыкального стиля, способна дать на выходе что-то стоящее. Так минус на минус дает плюс в математике.
В 1995 году, в разгар техно-бума Sparks выдали одну из своих самых лучших шуток - феерический альбом "Gratuitous Sax & Senseless Violins", до краев полный модных танцевальных ритмов. Модники тех лет отрывались на дискачах под упругие ритмы "Now That I Own The BBC", "When I Kiss You" и "When Do I Get To Sing My Way", искренне полагая, что имеют дело с какой-то мутационной разновидностью Pet Shop Boys, и не подозревая, что создатели этих хитов начали свой путь в музыке еще в конце 60-х. Техно в исполнении Sparks оказалось куда круче, чем у всех тех, кто на подобной музыке специализировался. И фактически благодаря им осталось в истории популярной музыки чем-то большим, нежели просто модное поветрие вроде твиста 50-х.
Нынешние Sparks уже совсем в открытую надругаются над какими бы то ни было поп-канонами. Их последние альбомы "Lil' Beethoven" (2002) и "Hello Young Lovers" (2006) - торжество искрометного музыкального безумия в квадрате (или даже в кубе). Но даже эти программы содержат массу приятных на слух и чертовски привязчивых мотивчиков.
На стадионах Sparks не выступали, да никогда особенно к этому не стремились. Их музыка - современный мюзик-холл, ироничное рок-кабаре, шикарное развлечение "для тех, кто врубается". 1 и 2 июня 2007 года группа собирает своих поклонников в стенах клуба Апельсин. Как и в прошлом году, в активе у музыкантов - две совершенно разные программы. Не пропустите!
Что хорошо в поп музыке - простота и жизнерадостность. Что хорошо в роке - энергия и насыщенность звука. Sparks добавили к этому изысканность, характерную скорее для классических мюзиклов, и иронию.
Подробности из жизни:
'Усы Рона Мэла важнее для поп-музыки, чем гитарные соло Джона
Леннона' ('Melody Maker')
'Сам дурак' (Джон Леннон)
Лица телеведущих европейских музканалов выглядят
удивленными: "А следующая
песня... Да, та самая, что так стремительно взяла приступом наш хит - парад...
Короче, группа называется Sparks, и как мне подсказали редакторы, этой группе
уже лет двадцать. Или больше. А у нее танцевальный хит. Можете себе
представить? Вот и я с трудом. Тем не менее - Sparks!"
Так осенью 1994 года мир поп-музыки вздрогнул от возвращения братьев Мэл
(Mael). Вздрогнул - что нехарактерно. Обычно от братьев Мэл людям
становится весело и
хорошо. Хочется танцевать энергичные танцы, делать жизнерадостные глупости, а
потом пойти в музыкальный магазин и попытаться найти тот альбом Sparks,
которого еще нет в коллекции.
В мире поп-музыки принято один раз поставить на лбу артиста несмываемый
классификационный знак жанра и засунуть беднягу на…
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)