Егор Летов - наверное, самый необъяснимый и загадочный тип двух последних десятилетий. Летов - не устаревающий гуру и вождь для всей неблагополучной задумывающейся молодёжи (или - неблагополучно задумывающейся). Он умудрился за почти четвертьвековое существование своей группы ни разу не утратить статус культовости и, в то же время, не скатиться в беззаботный мэйн-стрим. Будучи незначительно младше бунтующих восьмидесятников (Шевчука, БГ и др.), Летов, пожалуй, один из немногих не утихомирился, не предал ни одного из своих идеалов максималистской юности, в т.ч. - самого главного: "Я всегда буду против". Остался и главный вопрос - против кого (чего) быть / не быть теперь? Если раньше это было состояние гражданского протеста, то теперь "против" принимает всё более и более неуловимые метафизические черты.
26 мая в клубе Б1 Maximum прошла презентация нового альбома Гражданской Обороны "Зачем снятся сны?". Торжественность и гламурность Б 1 были беспощадно уничтожены: атмосфера в зале излучала до боли родной дух какого-нибудь провинциального ДК или кинотеатра. На сцене - не больше четырёх мониторов, бутылки с водой, полотенце - одно на всех. В танц-поле - привычный бардак с кувыркающимися и плюющимися водкой панками. По этому поводу прикольно читать гостевую книгу на сайте Гражданской Обороны уже после этого концерта. Оказывается, даже вполне вменяемые люди, попав в это месиво, полностью теряли рассудок, и, уж тем более - власть над своими движениями.
Звук был громкий, но отвратительный, по старой школе Егора Летова: меньше слов - больше энергии. На концерте люди должны отрываться. Даже два огромных экрана были включены где-то только на пятой песне. Так что с анархией всё было, как и всегда, в порядке. Играли очень много старых песен: "Хороший автобус", "Всё как у людей", "Нечего терять", "Никто не хотел умирать", "Свобода" - всего и не упомнишь. Зал орал практически все песни наизусть. Особенно чудовищен был взрыв всеобщей солидарности на песенке "Про дурачка". Но, как и предчувствовали многие, двух главных (тут следовало бы поставить кавычки) песен так и не было исполнено. Это, разумеется, "Всё идёт по плану" и "Русское поле экспериментов". Несмотря на то, что Егор казался каким-то усталым, энергетика была ещё та. Возможно именно из-за своей усталости и печальности, Егор, вопреки старой доброй традиции, прикрывался гитарой, и только на одной песне отпустил её, и дал своим рукам свободу. Когда лет десять назад я смотрел по видео его старые концерты, мне полностью сносило башню от его шаманизма, я всё время думал: что же творится с людьми, которые там, на концерте. А в этот раз ему достаточно было один (1!) раз за весь концерт пошаманить, даже не пошаманить, а намекнуть на то, что он может - и дальнейшие мои эмоции уже вряд ли поддаются описанию.
Концерт был построен таким образом, что новых песен было гораздо меньше, чем старых, и трудно было предположить, когда будет играться свежак, а когда - старьё. И все новые песни настолько органично соседствовали со старой программой, что создавалось ощущение единого музыкально-поэтического пространства. Когда-то Егор где-то сказал, что есть два вида поэтов. Одни всю жизнь пишут одно и то же идеальное стихотворение. А другие - постоянно завоёвывающие всё новые высоты и глубины своего сознания, перепрыг-скокивающие выше головы, пишут всё время по-разному. Так вот, первый вид поэтов - это, грубо говоря - Шевчук, а второй - понятно, сам Летов. Что-то подсказывает, что так оно и есть, однако на эмоциональном уровне, если не вдаваться в непостижимость и глобальность егоровского письма, концерт ГО - однороден и неделим в своей сущности.
Поэзия Егора теперь гораздо меньше роскошествует многоэтажными образами: на
новом альбоме практически сплошь царит деспотичный минимализм, делящий слова на
более значимые и менее значимые. Разумеется, все менее значимые слова жертвуют
своей красотой и силой во имя подпитки шаманской энергии немногих главных слов.
Так, например, происходит с одной из программных песен альбома - "Сияние".
Песня начинается довольно просто - никаких отвлекающих эпитетов, только
последнее слово двустишия пробуждает внимание:
То же самое происходит почти со всеми песнями из новой программы - "Слава психонавтам", "Всё это с тобой", "Вид из окна". Как известно, поэты не отвечают на вопросы. "Зачем снятся сны?" - с точки зрения Егора Летова, можно только догадываться. Можно предположить, что сны - это окошко в расширенное сознание и, таким образом, в бессмертие. Затем и снятся. Но вот кому снятся сны? Точнее - кому снятся эти сны, сны, из которых Егор не однажды слышал манящие голоса? Печальным жителям Земли - не иначе. Потому что именно печаль понуждает человека к этим "экстремальным состояниям" своей души, и одним из этих состояний является сон - в самом широком и неоднозначном смысле.
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)