После декабрьского концерта, посвященного 10-летию Звуков.Ru, в блогах слушателей, разумеется, появились мнения о выступлениях участвовавших команд. Самыми любопытными оказались отзывы о группе Klever. Вот что писали о нашем герое (орфография и пунктуация сохранена): "я все ждала когда же он запоет. не дождалась, вместо этого он поочередно совал в рот всякие дудки-гармошки-рога".
Мите Гольцману невероятно приятно читать такие тексты. Ведь в них нет ни слова неправды. Klever играет инструментальную музыку. Психоделическую, с элементами этники и пост-рока. Когда они только начинали, в составе группы появлялись и виолончель, и перкуссия. Прошлый год провели в компании бас-гитариста. Но в итоге все равно вернулись в формат трио: гитара, барабаны и духовые инструменты.
Начинал Митя с губной гармоники, которую выиграл в раннем детстве на дне города, где проходил конкурс рисунков на асфальте. Инструмент ему сначала не понравился. Были слезы, а гармошка до сих пор с собой. Потом, в студенческие годы, появилась блок-флейта сопрано. Пластмассовая. Зелёная. Дешевая. Было неловко. А потом поменял на теноровую. "Деревянную, светлую и с чистым звуком. Теперь зелёные флейты обхожу стороной".
Главный инструмент, на котором Гольцман играет в Klever'е - мелодика.
Хотя в музыке Klever используются порой клавиши, пианистом Митя себя не
считает. Как и электронщиком: синтезатор подключал к компьютеру всего один раз.
По MIDI. Не понравилось. Без секвенсора. Без сэмплера (loop на педали не
считается... "жалкие 24 секунды... или сколько там их?"). Только рэковый
прибор Roland JD-990 и миди-клавиатура с гордым названием Evolution на 4
октавы: больше и не надо.
Всего мелодик у Мити было три. Первая, Melodica Angel 27K, прослужила ему чуть меньше года. На второй, Hohner HM-32, был записан дебютный альбом Klever "In the name of peace and progress". Тираж этого альбома раскуплен полностью. Вторая мелодика сломалась спустя год прямо на концерте в одном из питерских клубов. "Сейчас основным инструментом, на котором я играю, является Hohner HM-36 Professional 36 Melodica, профессиональный инструмент. Предыдущая была 32-клавишной, добавили 4 - и он стал профессиональным!"
Другие инструменты также попадают в большой чемоданчик музыканта чудесными
путями.
Поперечная флейта с посеребрённой головой прилетела к нему прямо из Берлина.
Собиралась она долго - целый год. А потом инструмент привык к хозяину, все
части подошли друг к другу. И флейта заиграла.
Австралийский диджериду Митя купил в Праге. Увидел ночью в витрине,
прогуливаясь по пабам. Утром вернулся и начал объясняться с продавцом жестами.
"Наконец, встаю в австралийскую стойку, подношу к губам раструб и,
вспоминая, как я играл на горне, дую. Там ведь главное - щёки смешно надуть и
модуляции, модуляции. Звук удался. Покупатели шушукаться и хитро щуриться
перестали, разошлись. "Беру!, - говорю - Заверните!". Естественно, не завернули
- 1.5 метра так просто в пакетик не положишь. Вот и гуляли мы с этим бревном,
как Ленин на субботнике по всей Праге".
Кроме того, у Гольцмана есть две мастеровые жалейки, которые служат ему уже около семи лет: "В тональностях "до" и "ля". Альт и сопрано. И масса не поддающихся фирмам и тональностями - сопелки, окарины и пан-флейты. Есть масса фирменных народных духовых. Все названия фирм стерты временем". Очень много инструментов, которые дожидаются своего часа, например, ирландский висл в тональности "фа" или прэктис чантер (привезённый из Франции) - да всех и не перечислить. Пионерский горн, тоже дожидавшийся своего часа, теперь в деле - его можно услышать на концертах.
Для подзвучивания мелодики Митя приобрел микрофон AKG C-416 B-lock. И перед отъездом на гастроли в Европу осенью прошлого года, обнаружил, что адаптера к нему нет... Но нашёл и адаптер. "Это очень удобно, когда микрофон крепится на самом инструменте - можно забыть о микрофоне, о стойке и уйти в свободный полёт".
"Еще есть кларнет, он эбонитовый, дешевый, ученическая модель. Меня это не смущает. То, что звучит в Klever'е, не требует применения профессионального кларнета. Как говорил один журналист, это "атональное соло", - рассказывает музыкант.
Дата образования:
1 марта 1999
Ronnie SCOTT (1927)
Acker BILK (1929)
Dick TAYLOR (1943)
Robert WYATT (1945)
Eddie BAYERS (1949)
JEAN-LOUIS MURAT (1952)
Henry JOHNSON (1954)
Sarah MCLACHLAN (1968)