Вообще-то точная дата появления одного из самых смешных русскоязычных рок-коллективов неизвестна, но "короли Санкт-Петербурга" решили выступить в своей обычной стебной манере: приурочили юбилейные концерты в Москве и Питере к дням рожденья Гитлера и Ленина соответственно.
Во-первых, это удобно, потому после первого концерта группа наверняка успела день отоспаться, а во-вторых - концептуально, потому что НОМ в своем амплуа режиссеров клипов и трэш-фильмов обожают именно этих двух вождей. Хулиган Гитля выступает в киноновелле "Адольф и его команда" из цикла "Геополипы", вождь мирового пролетариата в инвалидной коляске исполняет "Imagine" дуэтом с автором. Леннона играет Севыч из Ленинграда, Ленина - Иван Турист, а клип с этой уморительной пародией записан на новом DVD, который почти целиком показали в "Апельсине" перед началом празднования двадцатилетия.
Наконец на сцену выкатился праздничный состав из шести человек. Помимо костяка "НОМ-Жир" (Андрей Кагадеев, Иван Турист), в него входили Сергей Кагадеев, младший брат Андрея и один из основателей группы, оперный бас Александр Ливер, наезжающий в Россию из Женевы только по большим случаям типа этого, плюс почетные гости - гитарист Виталий Лапин (Пеп-си), участник обоих осколков оригинального НОМа, и клавишник Николай Гусев (АВИА, Странные игры). Ударника Владимира Постниченко юбилейный состав не досчитался: вместо него выступала драм-машина.
Звездой вечера был, несомненно, Хафизулла Единбекович Сагитдулов (он же Кагадеев-младший), который за время почти десятилетнего отсутствия в группе еще сильней раздался вширь и практически заслонил собой старшего брата, скромно примостившегося в углу сцены с бас-гитарой. Успешно конкурировать с ним за зрительское внимание удавалось лишь Туристу с его ужимками да Ливеру с сольными номерами. Кабан (еще одна партийная кличка Кагадеева-младшего) в спортивных штанах, ветровке и майке с угрожающей бородатой рожей и подписью "CheChe" сразу взял с места в карьер: на публику со всей мощью кагадеевского вокала и харизмы обрушились "Поганый вальс", "Марш-мизантроп", "Лягва" и другие самые забойные вещи из "классического" периода группы до 1997 года, когда ссора еще не подточила творческий союз братьев.
Тут проявилось странное свойство акустики в "Апельсине". Перед самой сценой находиться без опаски оглохнуть было практически невозможно - музыка превращалась в адский низкочастотный фарш, поэтому знающие зрители отползли к насесту звукорежиссера, где слышимость была гораздо лучше. Возле сцены остались только самые упорные фанаты, пытавшиеся перекричать вокалиста. Надо заметить, что это выглядело и звучало довольно нелепо: пацан, размером и годами как минимум в два раза уступающий Кагадееву-младшему, орет последнему "Серега, жми!!!". Серега, впрочем, жал что надо и на явное нарушение возрастной субординации реагировал ласково.
Не обошлось и без некоторых накладок: драм-машина сыграла с группой злую шутку, зависнув посередине хардкорного номера "Мушища". Минут пять прошли в смущенной тишине на сцене и ободряющих воплях из зала, но, наконец прозвучало самое известное произведение Брайана Ино и вызвало бурные овации: тот самый "та-да-дам", который каждый день слышат миллионы пользователей Windows XP. "Мушищу" грянули повторно - к вящей радости публики. На фоне этих нетленок песни с последнего альбома "Более Мощный", запомнились слабо, за исключением разве что былины богатырей-автолюбителей "Автомир" ("Жизнь идет, латают шины настоящие мужчины").
Судя по сообщениям с питерского концерта, театральная программа была отрепетирована заранее и импровизаций не предусматривала. Конферанс в основном исполнял Турист в своей обычной скороморошеской манере: кривлялся, загадывал загадки ("Сколько будет, если сложить возраст всех участников группы и поделить на суммарный вес? Ну, я вижу, без бутылки не разберешься..."), после песни "Город" с припевом "Накати пятачину!" пожурил московскую публику за прижимистость, после чего, разумеется, на группу посыпался дождь из пятаков. Зато натуральный экспромт случился на знаменитом медляке "7%": пара изрядно набравшихся пивом зрителей из партера вылезли прямо на сцену и под свист и улюлюканье принялись в лицах изображать сюжет песни ("Только в прошлом году ни к селу, на беду полюбил я Володю"). На их фоне Турист с собственной заготовкой как-то затерялся, поэтому, когда он в конце выдал фразу "Вы, конечно же, поняли, что я - артист, и пидорасом был не по-настоящему!", мало кто понял, что именно он имел в виду.
Александр Аверманович Ливер, он же Дмитрий Тихонов или дядя Дима - это
сценический антоним маленького и юркого Ивана Туриста. Ростом под два метра, с
вальяжными жестами, он больше всего напоминает Мефистофеля из провинциальной
оперы (ведь именно в этой роли он востребован в Женеве). Хотя Ливер пел весь
почти концерт наравне с Кагадеевым и Туристом, середину выделили ему под
сольные номера, пока остальные участники отдыхали. Александр Аверманович вышел
на сцену в белом костюме и своим густым басом обратился к аудитории:
- Что, молодежь, развлекаемся? На концерты ходим, табак курим, алкоголь
пьем? А в деревне - хорошо. Пчелки, пасека... Я вам медовик испек!
После такого вступления он под минусовую фонограмму исполнил заглавный номер из
мюзикла "Пасека", а продолжил забавной пародией "Еврей, не делай
зла" на мотив битловской "Hey Jude" (со словами типа "В кибуц
вернись родной и крышу сарая покрой"). Затем, когда Ливер закончил петь
романсы и знакомить публику со своим сольным альбомом "Песни заграничных
композиторов", на сцену снова вылезли остальные Новые Основатели
Мира и передали инициативу Николаю Гусеву. Экс-лидер АВИА вышел из-за
клавиш, взял микрофон, и все хором грянули эпическую "Колыбельную" из
репертуара старожилов Ленинградского рок-клуба. Концентрация хитов ближе к
концу концерта возрастала: за "Дедушкиным табаком" последовали две песни
с лучшего номовского альбома "Во имя разума" - "Марш
косморазведчиков" и "Баллада о межпланетной любви". На сладкое, то
есть бис, короли Санкт-Петербурга выдали свой коронный номер
"Насекомые", под конец откупорили три бутылки шампанского и щедро
окропили партер.
Ощущения от юбилейного концерта остались двойственные. С одной стороны, на сцене был мощнейший состав одной из лучших групп питерского рок-андеграунда, но с другой - память о НОМе уже держится крепче самих НОМ, и их тридцатилетие мы вряд ли увидим. Жалеть об этом смысла нет, потому что все проходит, и лучшие годы хороших групп тоже, поэтому просто скажем им "спасибо" за двадцать лет бескомпромиссного стеба над реальностью и пожелаем успехов в любых будущих проектах.
Дата образования:
23 февраля 1987
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)