Рок-фестиваль Coachella берет свое
название у небольшого города на
тихоокеанском побережье США. Он проводится здесь с 1999 г., и за эти
годы снискал славу одного из самых крутых рок-хэппенингов в Штатах. Наша
поездка на легендарный фестиваль была, скорее, спонтанной: невзирая на
впечатляющий состав участников, казалось бессмысленным расточительством
тащиться на другой континент только затем, чтобы послушать группы, регулярно
гастролирующие в Европе. Все решил случай.
В декабре на сайте Pitchfork появилась
новость, гласившая: "Ребята, вы не поверите, но летом Rage Against The
Machine планируют воссоединиться на фестивале Coachella!".
Как
известно, в последний раз группа выступала в полном составе в 2000-м году, в
поддержку альбома "Renegades". Спустя несколько месяцев Зак де ла Рока
(Zack de la Rocha)
объявил об уходе из группы и начале сольной карьеры, а его коллеги в 2001-м
объединились в составе Audioslave. Оба проекта практически провалились,
никто так и не предложил RATM сколько-нибудь интересной альтернативы. Реюнион
гигантов был
неизбежен, и начался с записи новой протестной песни в честь Ирака - "March
of Death". Пропустить
событие, которого все ждали многие годы, было немыслимо. Мы забронировали
билеты онлайн и отправились в Калифорнию...
День первый. Жажда.
Собираясь на любой американский фест, не забудьте основное отличие американских фестивалей от европейских. Все местные хэппенинги ориентированы на автомобилистов и находятся на существенном удалении от городов, с которыми практически не сообщаются. Единственный автобусный рейс от Палм Спрингс до Коачеллы, обнаруженный нами в расписании - шаттл за 25 баксов в один конец. Зато под стоянки для машин были отведены все окрестные поля для гольфа и поло. Огромный палаточный лагерь отделен от фестивального пространства забором, на котором значится длинный список правил поведения на фесте. Мы предусмотрительно взяли напрокат машину, поэтому могли легко добираться до Коачеллы и обратно из Палм-Спрингс, однако свобода передвижения с лихвой компенсировалась усталостью от многочасового вождения.
Как и многие фестивали мира, Coachella начинается с очереди желающих получить
билет, забронированный на will call. Даже так: ОЧЕРЕДИ! Она огромна и вьется по
всему периметру гигантского поля для поло. В Очереди стоят, сидят и лежат. Пьют
и едят. Практически живут. Мы начинаем день в Очереди в 11.30 утра. Сразу
обращает на себя внимание состав посетителей: почти ни одного негра, небольшой
процент латинос - сплошь бледное, бодро мажущееся кремом от солнца белое
население. Ходили меж завсегдатаями феста слухи, что за двадцатку найдется
добрая душа, которая пустит тебя поближе к id check, однако наши попытки
коррупции провалились: добрых самаритян в Очереди не оказалось.
Если постоять на солнцепеке часик-другой, солнечный удар обеспечен. Поэтому мы
меняемся: один бдит, двое валяются в тени. Последнюю милю преодолеваем на одном
усилии воли. Четыре долбаных часа. Дахау для рок-фэнов. Книга рекордов Гиннесса
плачет по этой очереди. Ни на одном фестивале в мире мы не встречали такой
ублюдочной системы продаж!
Билеты добыты в 4 часа дня. У входа - еще одна очередь. Мы уже еле волочим
ноги, поэтому принимаем решение отлежаться в тени и вернуться на фест вечером.
Это была наша роковая ошибка...
Вечером подъезды к Коачелле уже плотно забиты машинами. Вся местность - она огромная пробка. Поэтому на поле мы попадаем лишь в 8.30, успев захватить лишь краем глаза сет легендарных "Jesus And Mary Chain" (это еще один громкий реюнион нынешнего феста - гиганты собрались на Коачелле впервые с 1998 года) и совсем пропустив Arctic Monkeys, презентовавших народу свой новый сингл "Brainstorm". Пробираемся к главной сцене под "Say Hello To The Angels" аккурат во время сета группы Interpol - те бодро перемещаются по раскаленной сцене в черных одеждах и исполняют ставшие народными хиты (мы застали "Slow Hands", "Leif Erikson", "Evil" и "Not Even Jail", перемежая их скупым общением с народом.
Быстрая ориентация на местности показывает: по масштабам Coachella гораздо
скромнее своих европейских аналогов - даже Aerodrome и Wacken, не говоря уж о
Glastonbury. На небольшом поле умещается всего пять сцен: центральная Coachella
Stage с порталами по периметру поля и двумя огромными экранами, слепящая
лазерами Outdoor
Stage, а также крытые тенты трех "пустынь" - Sahara, Mojave и Gobi.
Все это расположено очень
компактно, однако со звуком американцы прилично переборщили, так что даже находясь
на отдаленной Sahara, ты слышишь звуки, долетающие с главной сцены. Между сцен
- минимум развлечений: шоппинг, карусели, изредка
попадаются аниматоры в смешных костюмах. Отдельная зона для распития пива, где
для получения своей пинты требуется предъявить ID. Забавные арт-объекты,
бессистемно натыканные по всему полю и знаменующие собой неизвестно что. По
полю как простые смертные бродят голливудские звезды - Камерон Диаз, Пэрис
Хилтон и другие приманки для папарацци. Заняться здесь практически нечем,
остается лишь слушать музыку.
Sonic Youth, выпустившие в прошлом году мега-успешный Rather
Ripped" и с пафосом переиздавшие двадцатилетней давности "Daydream
Nation", заступают на сцену в 10 вечера, чтобы исполнить преимуществено
вещи с этого альбома: на наших глазах проходит плановый концерт тура "20th
Anniversary Daydream Nation". Обмотанная в некое странное подобие сари
басистка Ким Гордон (Kim Gordon)
выскакивает с гитарой
под свет софитов и сразу начинает оторванно метаться у микрофона, а тем
временем Торстон Мур (Thurston Moore) в романтической белой рубашке с
высоким воротником берет
первые аккорды. Звучит вступление к "Teenage Riot", и толпа мгновенно
заводится. Ее энтузиазм подогревает контраст: дикая Ким и спокойный, почти
отстраненный Торстон. Песни же звучат вполне ожидаемые, а потому активно
подпеваемые: "Teenage Riot", "Silver Rocket" и, разумеется, главный
хит с легендарного альбома - "Eric's Trip". Далее - по накатанной, и вот уже все поле поет
хором:
"Look into my eyes,
don't you trust me
You're so good you could go far
I'll put you in a movie, dont you want to
You could be a star,
You could go far...
В какой-то момент Торстон проделывает свой фирменный
фокус. После особо впечатляющего соло он кладет на сцену гитару с включенным
ревербератором, а тем временем одна из фраз сэмплируется на заднем плане,
создавая нойзово-психоделический фон, под который меня мгновенно "уносит".
Скоро ветераны приезжают на гастроли в Москву, не пропустите их концерт.
Лучший сет вечера - Bjork, чье выступление просто великолепно срежиссировано.
Это мощный удар по всем органам чувств. Исландское чудо выступает в
сопровождении оркестра девушек-трубачей, ди-джея и основной группы. Бьорк
появляется на сцене в замысловатом космическом бурнусе, пластичная и угловатая
одновременно. Под бурнусом оказывается забавное полосаое платьице и улыбающаяся
довольная рожица. Звучит "Earth Intruders". Одна из
композиций, исполненная на исландском, просто великолепна: так же как и Бьорк,
она сурова и нежна одновременно.
Разумеется, публика тепло
принимает "Bachelorette", "WanderLust", "Hunter", "All Is Full of Love",
"Joga" и другие, однако подлинное
единение ценителей прекрасного наступает на "Army Of Me",
реаранжированной, похоже, с учетом идей, поданных участниками знаменитого
кавер-проекта "Army Of Me". Незнакомых песен немного - автор явно не
стремится навязывать толпе новые композиции. В живой версии все песни звучат значительно
"тяжелее" и теплее, а духовая секция по мере надобности преобразуется в
хор.
Очень интересный ход -
сконцентрировать внимание публики на работе DJ. Его технический арсенал внушает
интерес уже одним своим видом: это разнообразные девайсы, построенные по
принципу touch-screen. При прикосновении к абстрактным фигуркам, разбросанным
по чувствительному полю, происходят загадочные метаморфозы, сравнить которые
можно, пожалуй, разве что с принципом работы терменвокса.
К концу концерта хор не выдерживает и пускается в пляс, подпевая Бьорк в стиле
торжественных песнопений жриц на церемонии Амона Ра. А Бьорк раскланивается с
фирменным исландский прононсом: "It's so nice to
have you hirrrr!"
Интересно, что по окончании фестиваля многие отмечали сет Бьорк как концерт,
который произвел на них наиболее сильное впечатление.
Продолжение следует...
1969 – Родился Брайан Уильямс, более известный как Birdman или Baby; американский рэпер из Нью-Орлеана. Со своим братом Рональдом основал лейбл Cash Money Records. По оценкам Forbes, его состояние оценивается в 100 миллионов долларов, и это делает его четвёртым из списка самых богатых рэперов »»
1976 – Родился Ронни Вануччи-младший, ударник инди-рок группы The Killers - один из самых известных барабанщиков, дважды победитель опроса на звание Modern Drummers Reader Polls »»
1994 – Гарик Сукачев объявил о распаде «Бригады С» »»
Brian HOLLAND (1941)
Glyn JOHNS (1942)
Henry THREADGILL (1944)
Melissa MANCHESTER (1951)
Ronnie VANNUCCI (1976)