Ник Кейв (Nick Cave) неожиданно стал вполне респектабельным музыкантом и
кумиром интеллектуалов. В том числе и тех интеллектуалов, которых покойный
Джон Леннон не без основания рифмовал со словом "fuck". Эти ребята
читают книжки Кейва и смотрят фильмы, поставленные по его сценариям. А об
основной деятельности этого человека имеют представление лишь по показанным по
MTV балладам, записанным им в дуэтах с разными мистическими женщинами. И уж
точно никто из них знать не знает, что свою карьеру Ник начинал в мрачнейших
пост-панковских группах Boys Next Door и Birthday Party.
В свою очередь самому господину Кейву, очевидно, стало надоедать, что он -
"господин", а баллады его вот-вот начнут на слух путать с балладами сэра
Элтона Джона. Кризис, судя по полуфанерным концертам маэстро образца
2004 года, был не за горами. Но Кейву удалось его избежать.
Как? - спросите вы. Очень просто. Собрав новую команду под названием
Grinderman из старых коллег, старина Ник вернулся к пост-панку в своем
наиболее дикообразном варианте. Разумеется, это никоим образом не ностальгия по
ранним восьмидесятым - в этом случае затея не только не имела бы никакого
смысла, но и элементарно дурно пахла. Правда такова, что начало XXI века с его
декоративно-развлекательным подростковым панк-роком требует СВОЕГО пост-панка.
Как встарь, мрачного и мистического, но своего.
Альбом "Grinderman" - торжество lo-fi. Открывающий его боевик "Get It
On" сделан настолько "не по правилам", что это уже само по себе
восхитительно. Звуковое пространство композиции организовано лишь с помощью
короткой "задержки". Фузз-гитара все три минуты звучания пытается сделать
подкоп под мозгом слушателя из правого уха в левое, пианино с приятной
атавистичностью атакует басовый регистр, а голос с душой матерящегося Кейва в
рефренах поддержан хором головорезов. Ударные, как здесь, так и в "No Pussy
Blues", демонстрируют нарочитое незнание своего места в композиции - словно
бы у барабанщика отсутствует элементарная развязка рук. Но это лишь для того,
чтобы подпустить доверчивую публику поближе, а в финале вжарить так, чтобы пар
из ушей пошел.
В "Electric Alice" Ник вспоминает о других балладах - тех песнях
матросов и каторжников, на которых, в сущности, и возрос его сумрачный гений.
Вторящий фузз-гитаре тамбурин здесь напоминает звон кандалов. А орган бузуки с
его и без того специфическим звуком - корчится в агонии, подобно похоронному
оркестру в полном составе, силящемуся еще что-то сыграть в тисках
гидравлического пресса.
Разумеется, этот альбом просто обречен на то, чтобы вызвать массу приятных
ассоциаций с музыкой золотых лет гаражного рока и прото-панка. Над суровыми
ландшафтами титульной "Grinderman" витает неупокоенный дух Джима
Моррисона. Но Кейву не впервой вызывать из мрачных глубин подсознания эту
проспиртованную душу. А "Depth Charge Entel" изрядно напоминает танцы на
битом стекле Игги Попа периода Stooges. Теперь, когда и сами
Stooges снова в строю, было бы интересно свести Ника и Игги на одной сцене. Эти
деды легко напомнят нынешним салагам, "как цыганочку бацать".
Во второй половине альбома Кейв все же позволяет себе быть чуть более приятным
для слуха, чем в первой. Но и великолепная пост-дорзовская баллада "Set Me
Free", и межпланетные позывные электрооргана в "Honey Bee, Let's Fly To
Mars" - это призы для тех, кто не сломался, и смог дослушать диск до этого момента.
Безымянный альбом Grinderman - отличный способ отвесить хорошего прощального
пинка восторженным прихлебателям Кейва последних лет. И порадовать до сих пор
хранящих верность артисту старых поклонников.
Дата образования:
1 января 2006
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)