Если в природе существуют "золотые середины", то в heavy metal это, безусловно, Grave Digger.
Grave Digger был создан в олимпийском 1980-м году Кристофом "Крисом"
Болтендалем (Chris Boltendahl). История появления на свет группы со столь
жизненеутверждающим названием чем-то сильно напоминает историю возникновения
другого крайне популярного в советской стране рок-коллектива. Добродушный и
милейший в повседневной жизни Болтендаль, тогда 18-летний уроженец немецкого
города Гладбека, устав от штудирования английского словаря в поисках
"звучащего" названия решил сделать свой выбор в пользу "grave digger"
("могильщик"). По мнению Криса, это было "идеальное название для группы,
играющей heavy metal".
Свой первый альбом heavy metal группа Grave Digger выпустила в 1984-м. Назывался
он "Heavy Metal Breakdown". Как известно, яхты плавают так, как их
назвали, и для Grave Digger этот альбом стал подлинным "прорывом". "Heavy Metal
Breakdown" вряд ли мог похвастать виртуозными партиями, - даже напротив: все
риффы, включая будущую "классику", "Headbanging Man", заглавную "Heavy Metal
Breakdown" и "Yesterday", были весьма простецкими. Но драйва в
музыке Grave
Digger было больше, чем может вместить английское слово "drive", и "Heavy Metal
Breakdown" был, можно сказать, "образцовым heavy metal альбомом 80-х". У
огромной армии поклонников тяжелой музыки в СССР середины-конца 80-х он
почитался наравне с работами таких монстров жанра, как Iron
Maiden, Ozzy или Accept. "Heavy Metal Breakdown" был записан Крисом Болтендалем
(вокал), Питером Мэссоном (Peter Masson, гитара), Вилли Лакманом
(Willi Lackmann, бас) и Альбертом Экскардтом
(Albert Eckardt, ударные).
Уже через год, в 85-м, состоялась первая "историческая" перетряска состава, и от исходного квартета остались лишь Болтендаль и Мэссон. В том же году вышел следующий альбом, "Witchhuner", явно проигравший своему могучему предшественнику, и оставившему в будущем концертном "сете" только заглавную песню. Еще через год группу покидает и Мэссон, на место приходит гитарист Уве Люлис (Uwe Lulis), на многие годы ставший основным и единственным композитором группы. С Уве "на борту" Grave Digger в 86-м выпускают "War Games", гораздо более интересный, нежели "Witchhuner", альбом. Но что-то не ладно в их темном королевстве, и фирмачи из выпускающей компании Noise уговаривают "могильщиков" сменить название на более благопристойное, "Digger" и записать альбом, ориентированный на FM-станции Соединенных Штатов Америки, Дэвида Ли Рота и Макдональдсы. "Stronger Than Ever" (87) оказывается, вопреки названию, самым слабым звеном, плохо продается и доводит группу до развала.
В начале 90-х Болтендаль и Люлис решают заново создать группу, которая вскоре
встанет во главе "второй волны немецкого heavy metal". Grave Digger начинают с
нуля, концертов в школьных залах и демо-ленты "The Return of The Reaper" (92).
Спустя год Noise выпускают первый альбом нового Grave Digger, "The Reaper"
(93), самый быстрый из всего непочатого творческого наследия немецких
металлистов. "Старуха с косой" (именно так следует переводить "The Reaper")
немедленно пожинает плоды: Grave Digger возвращается на большую сцену.
Реверансом своим поклонникам "диггеры" тут же выпускают "extended play"
"Symphonies of Death" (94), "мини-альбом" из 6 песен, каждая из которых
украсила бы любой альбом любой power или speed metal группы. (Японским
"металлистам" повезло несколько больше: местное издание "Symphonies of Death"
было дополнено "кавер-версией" AC/DC "Sin City".) "The Reaper" и
"Symphonies of
Death" записали: Болтендаль, Люлис, Томи Готлих (бас) и "барабанщик всея
Северной Европы" Йорг Михаэль (Avenger, Rage, Running Wild, Stratovarius
и многие, многие другие).
Крайне крепкий альбом "Heart of Darkness" (95), главная тема которого возникла из одноименной книги и нашумевшего фильма Фрэнсиса Копполы, стал своего рода интродукцией к следующей работе Grave Digger, увидевшей свет через год. Томи Готлих (для которого этот альбом стал последним в составе Grave Digger) частенько проводил выходные и праздничные дни, катаясь на мотоцикле по дорогам Шотландии. Именно ему принадлежит идея написать песню на тему батальных будней прошлого Шотландии. Идея была подхвачена Крисом и быстро начала обрастать как снежный ком. Так на свет появился первый в карьере Grave Digger т.н. "концептуальный", объединенный общей темой, альбом. "Tunes of War" (96) охватил всю историю независимой Шотландии от окончательного выдворения пиктов и образования единого государства до времен якобитов, принца Чарли "Красавчика" и финального поражения англичанам в 18-м веке. Мало того, что это был крайне удачный в музыкальном и "хитовом" плане альбом, с которым "диггеры" переплюнули успех "Heavy Metal Breakdown", им еще и весьма подфартило: выход "Tunes of War" совпал с пиком волны популярности фильма "Храброе Сердце" с бесстрашным Мелом Гибсоном в роли Уоллэса. (Grave Digger выдали на гора и свою версию истории шотландского героя: сумасшедше быстрая "Braveheart" была самой агрессивной песнью на альбоме.) Диск в первые же месяцы продался тиражом в несколько сот тысяч экземпляров только в континентальной Европе. Один шотландский клан, Каванна, "за правдивое описание истории шотландского народа" даже премировал четырех немецких металлистов почетным членством в своих рядах. Все действо носило несколько шутейный характер, который, однако, не уловили "масс-медиа", в том числе и российские, тут же раструбив по всему миру о серьезности и важности произошедшего события. В той же Шотландии Grave Digger снимают 2 клипа на самые "ударные" песни альбома, "Rebellion" и "The Dark of The Sun", которые активно транслирует MTV. "Tunes of War" стал первым альбомом для нынешнего барабанщика группы, Штефана Арнольда (Stefan Arnold , ex-Grinder).
Дабы развить успех "Tunes of War", в 98-м музыканты выпускают сиквел,
следующий "концептуальный" альбом, "Knights of the Cross", повествующий о
зарождении и таинственной кончине ордена рыцарей-храмовников. Сей труд был не
столь агрессивен, как "Tunes...", но основной акцент был смещен
на мелодику песен, количество "хитов" среди которых было, по крайней мере, не
меньше, чем на мегауспешном предшественнике. В 98-м в группе появился Йенс
Бекер (Jens Becker), бывший басист легендарных Running Wild,
вошедший в историю heavy metal
на таких альбомах, как "Port Royal" или "Death or Glory".
Окончание "средневековой трилогии" настало в 99-м с альбомом "Excalibur",
основанном на легендах артуровского цикла. Это был еще и конец большого периода
в истории группы: после долгих лет сотрудничества пути Болтендаля и
Люлиса разошлись, при чем со скандалом. За Крисом остается и название, и
музыкальное наследие коллектива, а гитарист начинает заново, организуя
собственную группу "Rebellion". Еще через год Grave Digger покидают свой
прежний лейбл, G.U.N., напоследок выпуская на нем один полагавшийся по
контракту альбом: концертную запись выступления группы на крупнейшем
европейском "металлическом" фестивале Wacken Open Air,- "Tunes of
Wacken". К
этому моменту в группу был рекрутирован один из самых одаренных гитаристов
Германии, Манфред "Манни" Шмидт (Manni Schmidt), бывший участник Rage,
вернувшийся на сцену
после длительного перерыва. В группе также появляется постоянный клавишник
Ханс-Питер Каценбург, скрывающийся на время концертов под гримом "The Reaper",
талисмана группы.
В таком составе, Болтендаль-Шмидт-Бекер-Арнольд-Каценбург (Hans Peter Katzenburg), в 2001-м записывается самый тяжелый альбом Grave Digger, "The Grave Digger", первый "неконцептуальный" за многие годы. Однако, группа быстро возвращается и к привычному звучанию, и к привычной "концепции" на двух последующих альбомах, "Rheingold" (2002) и "The Last Supper" (2005). В 2005-м Grave Digger отметили свое 25-летие, выпустили по этому случаю юбилейные DVD и концертный альбом "25 To Live" и взяли годичный отпуск, связанный, в первую очередь, с рождением первенца в семье Болтендаля. По окончании отпуска группа приступила к записи своего 13-го альбома, работа над которым завершилась в сентябре 2006-го. Диск, получивший название "Liberty Or Death", вышел в свет в январе 2007 года и стал определенно лучшей работой группы за последнее десятилетие: больше Grave Digger'ом, чем все, что вы слышали от Grave Digger за последнее время, по словам самого Болтендаля. "Liberty Or Death" сразу же после поступления пластинки в продажу попал в Top30 немецкого национального хит-парада, а в России диск стал одним из лидеров продаж этой зимы в жанре heavy metal.
Официальный сайт: www.grave-digger.de
Bernie LEIGHTON (1921)
Milton HOPKINS (1934)
Mitch MURRAY (1940)
Jody WATLEY (1959)
Рита МИТРОФАНОВА (1971)
KID CUDI (1984)
George JAMES (1995)