Атмосферная электронная музыка стала редкостью. Танцевальный бит превратил все
начинания современных экспериментаторов в некие звуковые нэцкэ, строго
функциональные пару-тройку лет и абсолютно никому ненужные после появления
нового стиля и новых ритмов. К тому же, с наступлением эпохи Водолея как-то
сразу усохло до набора формальных приемов боевое знамя ее провозвестников -
музыка new age. Теперь ее сочиняют и записывают в основном при помощи
компьютеров. А ведь когда-то она была почти чисто акустической. Грустно все
это. Однако проект Бена Уоткинса (Ben Watkins) Juno Reactor смог
пройти по
бурной протоке между Сциллой электронной музыки и Харибдой нью-эйджа, не попав
на зубок ни одному из этих чудищ.
Альбом "Labyrinth" открывается двухчастной сюитой "Conquistador".
Отдаленный перезвон колоколов, испанская гитара, многослойные пассажи
электронных клавиш в духе Жана-Мишеля Жарра, появляющиеся ближе к
водоразделу между частями композиции ухающие таблы - в сумме все это дает, как
ни странно, ритм довольно жесткий, и никаких ассоциаций с дискотекой не
вызывающий. Полубуги, полуболеро, он может напомнить скорее "On The Road
Again" Canned Heat или даже "Running Free" Iron
Maiden. В первой части пришелец из Старого света с тревогой взирал на
вырастающую из-за горизонта линию нового берега. А тревожный женский голос как
бы заранее оплакивает его грядущее прибытие, из которого ничего хорошего не
выйдет. И точно - во второй части мы явственно видим фанатика, остервенело
прорубающегося сквозь сумрачные джунгли и несущего огнем и мечом огонь истинной
веры местным варварам. Сюита завершается злобным камланием проклинающих
захватчика шаманов.
Звуковые картины - несомненно, конек Juno Reactor. Вам никуда не деться от
всепоглощающего ощущения тревоги, пронизывающего композицию "Giant" -
история рождения и шествия по миру сметающего все на своем пути великана, кем
бы он ни был, встанет перед вашим внутренним взором во всей красе. Ко всему
прочему, композицию можно с полным правом считать хард-роковой в классическом
смысле этого слова, хотя ни одного живого инструмента, кроме барабанов, при ее
записи не было использовано. "War Dogs" еще тяжелее, и даже ближе к
тому, что сейчас принято называть прог-металом. Здесь звучит гитара - но лишь
акустическая. А "металлический" эффект создается сопровождающими ее на каждом
шагу густыми, как смола, электронными басами. Мы застали Псов Войны в тот
момент, когда они исполняют некий сложный ритуал, долженствующий предшествовать
завоеванию мира. Самой войны в номере нет, однако исход ее предрешен в музыке.
Нашлось на диске место и танцевальным композициям с более-менее абстрактными
названиями. Такова, например, "Mona Lisa Overdrive" с ее свирепым,
галопирующим битом и оркестровками в духе звуковых дорожек современных
психологических триллеров. Если вы когда-нибудь отрывались на дискаче под
"War" Laibach, то эта "плясовая" вам понравится еще больше.
Весьма привлекателен в этом смысле и хэви-диско-номер "Zwara", однако настоящую
популярность он, судя по всему, должен сыскать в среде любителей разных
садо-мазо-штучек. Струны бас-гитары здесь бьют, как хлысты, а исступленные
вопли истязаемых рождают у слушателя приятно-запретные низменные чувства.
Кинематографичность этой музыки соверешнно естественна - "Labyrinth",
собственно, представляет собой итог работы Бена Уоткинса для трилогии
"Матриц". Главный композитор фильма Дон Дэвис (Don Davis) сделал
беспроигрышную ставку на сотрудничество с Juno Reactor. Ведь одной из
первоначальных целей проекта Уоткинса было именно создание музыкального
сопровождения для фильмов, инсталляций и прочих арт-изысков. Впрочем, успех
привел Juno Reactor к тому, что теперь гораздо известнее его работы для проектов вполне
коммерческих, таких как фильмы "Ромео+Джульетта" и "Однажды в Мексике",
компьютерные игры "Frequency" и "Jet Moto 3", аниме-сериал "Texhnolyze"... Да что
там говорить, его треки крутят на стадионах во время матчей по бейсболу.
Ну, да шут с ними. Главное, что у нас есть эта музыка.
Дата образования:
1 января 1991
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)