Lightning HOPKINS  Nothin' But The Blues

Блюз, кантри и фолк - три музыкальных кита американской глубинки. В каждом из этих стилей были свои мастера, но лишь немногие из них смогли соединить в своей музыке и то, и другое, и третье. Да, из...

Блюз, кантри и фолк - три музыкальных кита американской глубинки. В каждом из этих стилей были свои мастера, но лишь немногие из них смогли соединить в своей музыке и то, и другое, и третье. Да, из упомянутых ингридиентов где-то в середине 50-х годов родился рок-н-ролл. Но для того, чтобы это произошло, нужен был мощный катализатор. Подобно грозе, что в стародавние времена высекла искру жизни из бесцельно перемешанных в атмосфере Земли азота, углерода и водорода, три источника рока слились воедино под наэлектризованными пальцами Сэма Хопкинса по прозвищу "Молния" (Sam "Lightning" Hopkins).
Сэм Хопкинс родился 15 марта 1912 года в Сентервилле, штат Техас. С детства имеющий склонность к игре на гитаре, в восьмилетнем возрасте он впервые сыграл дуэтом с уже тогда легендарным Слепым Лемон Джефферсоном, а впоследствии стал его учеником и поводырем. В подростковом возрасте Сэм вместе с двоюродным братом Тэксэсом Александером избороздил вдоль и поперек весь Восточный Техас, играя блюз на вечеринках и пикниках. Где-то в середине 30-х хьюстонские копы прихватили Сэма за бродяжничество и на несколько лет упекли в местную исправительно-трудовую колонию. Однако откинувшись, парень вновь взялся за старое и вместе с братцем вернулся на большую дорогу бродячего музыканта.
Так продолжалось до 1946 года, пока студия "Aladdin Records" не предложила обоим контракт на запись нескольких песен (понятия альбома в эпоху 78-оборотных пластинок не существовало). По какой-то причине Александер отказался перебираться в Калифорнию, где базировалась студия, и "Katie May Blues", вышедший в свет 9 ноября 1946 года, Хопкинс записал с новым партнером - пианистом Уилсоном Смитом по кличке "Гром". Образовавшийся таким образом дуэт Thunder & Lightnin просуществовал чуть больше года, однако за это время его участники смогли заявить о себе несколькими ударными номерами, ставшими хитами на Юго-Западе США. При этом песенки вроде "Let Me Play With Your Poodle", уже содержащие в себе тот заряд жизненной силы, который позже назовут рок-н-роллом, изрядно шокировали широкую общественность. Чернокожие исполнители кантри, как и белые блюзмены, в те времена еще были в диковинку. К тому же Хопкинс сумел запечатлеть в студии музыкальные вакханалии, обычные на деревенских праздниках в сердце Техаса, но совершенно невероятные для жителей больших городов на побережье.
На протяжении всей своей карьеры Сэму было по большей части все равно, как записываться - с музыкантами сопровождения или сольно. И если его пред-электрические номера удачно сочетали "черный" блюз и "белое" кантри, то в акустической своей ипостаси Хопкинс по праву считается одним из подвижников и титанов блюзового фолка. Записанные им с конца 40-х по начало 50-х образчики "акынства", такие, как "Shotgun" и "Tim Moore's Farm" - лучшие в своем роде. Интересно, что в конце 50-х, когда техасский блюз отошел в тень под напором более "электрифицированного" блюза чикагской школы, Хопкинс-бард продолжал оставаться востребованным у самой разношерстной публики. В начале 60-х он выступал в стенах "Карнеги-Холла" вместе с Питом Сигером и Джоан Баэз. Чуть позже выступать с ним в одной программе почитали за честь Grateful Dead и Jefferson Airplane. Как известно, эти команды начинали свою карьеру с блюза и фолка, и лишь в конце 60-х променяли корневую музыку на цветочную пыльцу хиппизма и электро-колу коварного алхимика Тимоти Лири.
В 1967 году режиссер Лес Бланк выпустил документальный фильм "The Blues Accordin' To Lightning Hopkins" - фактически первую в своем роде видеошколу блюзовой гитары. В 70-х Хопкинс работал, как кинокомпозитор - в частности, очень удачной была его музыка к фильму "Sounder". В 1980 году - был представлен в Зале Славы Фундаменталистов Блюза...
Его карьера окончилась лишь 30 января 1982 года - вместе с жизнью. Раковая опухоль оборвала земной путь "Молнии", однако его мелкие россыпи искрящихся электричеством риффов и соло по-прежнему рвутся на волю - теперь уже с зеркальных дорожек компакт-дисков. И мы по-прежнему можем внимать его рассказам о превратностях жизни и пыльных дорогах.

28.02.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Lightning HOPKINS

Дата рождения:

15 марта 1912