История американского гитариста Томми Болина (Tommy Bolin) коротка,
нелепа и трагична.
В 1973 году молодой сессионный музыкант, успевший поработать с Альбертом
Кингом, Джоном Ли Хукером и Билли Кобэмом, пришел с в команду
James Gang. Это была одна из ведущих американских хард-роковых групп
того времени, а одним из предшественников Болина на посту гитариста там был
небезызвестный Джо Уолш (Joe Walsh). С этим составом музыкант записал
два весьма сильных альбома - "Bang" (1973) и "Miami" (1974). А в
1975 году Томми начал сольную карьеру, выпустив не менее сильный диск
"Teaser", заглавную песню которого позже стали исполнять Motley Crue.
Американский хард-рок в ту пору решительно отличался от британского. Группы
Grand Funk, Blue Ousters Cult и James Gang прокладывали дорогу к
тяжелому звуку через джаз-рок и фанк, и свысока поглядывали на
примитивистов-англичан с их тупыми унисонными ходами гитары и баса. Поэтому
состоявшееся в том же году присоединение Болина к Deep Purple - шаг на
первый взгляд странный. Впрочем, и на Британских островах хватало приверженцев
"американской модели" развития хард-рока. Одним из них был Гленн Хьюз (Glenn
Huges), в ту пору игравший в Deep Purple на басу. Возможно, Болин
присоединился к группе не без его влияния.
Образовавшийся таким образом состав Deep Purple отличался прекрасным
многоголосием, в то время, как в классическом составе бэк-вокалам значения не
придавалось вовсе. К тому же группа изрядно прибавила в мелодизме композиций, а
ритм-секция ее получила неплохую развязку. Увы, фанаты, привыкшие к старому
стилю группы, как торчки - к дозе, приняли альбом "Come Taste The Band"
(1975) в штыки. А на самого Болина в рядах группы начали косо поглядывать все,
кроме Хьюза. Увы, вместо того, чтобы решать эти проблемы, Томми предпочел
уходить от них, в результате чего и стал самым настоящим торчком. В результате
в 1976 году Deep Purple развалились.
Болин вернулся в Штаты и некоторое время музицировал в компании Джеффа
Бэка и Глена Хьюза. Увы, до записи совместного альбома этих монстров дело
не дошло - 4 декабря 1976 года Болин скончался от передозировки. Надгробным
памятником ему стал сольный альбом Хьюза "Play Me Out" (1977).
Как это часто бывает с музицирующими наркоманами, к настоящему моменту персона
Томми Болина обросла разнообразными рок-н-ролльными мифами и легендами. В таких
случаях из студийных архивов извлекается и пускается в продажу решительно все,
вплоть до последнего чиха легенды. Серия сборников "Whips And Roses" -
именно такой случай.
К розам здесь, безусловно можно отнести номера "The Grind" и "Sooner
Or Later" - практически идеальные хард-роковые боевики, по какой-то нелепой
случайности не дошедшие до публики в годы своего рождения на свет. А также
психоделическую балладу "Lotus" с опережающей свое время
регги-сердцевинкой, и инструментал "Jorney 2", после которого следует
списать в утиль добрую половину позднейших изысков в области инструментального
гитарного рока. К шипам - все остальное.
"Bagitblues Deluxe" - могучий пятнадцатиминутный поток музыкального
сознания, настоящая энциклопедия классического американского хард-рока, на всю
катушку использующего приемы из арсенала фанка и би-боп, а также
обнаруживающего остаточное влияние калифорнийского психоделического рока. Чуть
короче блюзовые джемы "Some People Call Me" и "Tommy Got Da
Blues" с чудовищным звуком, неподвластным пересведению и ремастерингу. Еще
приверженцев рок-гитары старой школы порадует изысканный джаз-роковый номер
"Crazed Fandango", и экспериментальная запись "Spacey Noodles" -
прихотливое плетение в разных направлениях гитарного звука, пропущенного через
десяток приставок. Ни один современный цифровой процессор не поможет вам
повторить этот трюк.
Этот сборник - привет из альтернативной реальности. Слушая его, мы находимся на
развилке истории. Где-то в иной реальности тяжелый рифф не стал доминантой
хард-роковой композиции и не вызвал к жизни квадратно-гнездовое уродство по
имени хэви-метал. Джаз-рок - не отвернулся от рока вообще, и ни один
самовлюбленный авангардист не загнал его в тот медвежий угол, где этот жанр
пребывает здесь и сейчас. А претензии новой волны на регги оказались абсолютно
несостоятельны... Да, интересный мог сложиться расклад, если бы техники тайного
общества "Вечность" не снабжали Томми Болина героином...
Дата рождения:
1 января 1951
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)