Хорошо устроен клуб "Дом". Довольно просторная эстрада, перед ней - несколько рядов стульев. Хочешь покурить или выпить чего-нибудь - встал и отошёл к бару, не пропуская представления. В общем, удобная, демократичная обстановка. В том смысле, что раздельное питание: жрачка отдельно, искусство отдельно. Хотя, для музыкантов, пожалуй, в этом есть определённый минус: постоянно разрывающиеся между высоким и насущным зрители кого угодно изведут своими бесконечными перемещениями. Однако для Михаила Агре (фортепиано, ноут-бук) и Сергея Летова (саксофон, флейта), выступавших в минувший четверг в "Доме", этого минуса как бы и не существовало. На них пришла исключительно интеллигентная публика. И хотя зал не был набит под завязку, думается, артисты получили полноценную отдачу.
Было ли это вызвано уникальностью состава (этот концерт - первое совместное
выступление Агре и Летова в Москве с 1999 г.) или завораживающей
экспрессивностью отцов советского постмодернистского андеграунда - судить не
берусь. Скажу лишь, что давно не испытывал такого отрешенного кайфа, кайфа от
безысходности. Такого замороженного кайфа от безобразной искренности и
эмоциональности выступления.
Дуэт Михаила Агре и Сергея Летова существует уже 20 лет. Понятно, что далеко не последнюю роль в их знакомстве сыграла легендарная Поп-Механика. Позднее проект Агре/Летов принимал участие во II Симпозиуме по Новоджазовой музыке в Новосибирске. В 1999 году музыканты встретились после большого перерыва уже в Екатеринбурге, помогая Игорю Захарову попасть в книгу рекордов Гиннеса - 24 часа непрерывной игры на барабанах. А через несколько дней дуэт дал концерт в московском интернет-клубе "Скрин", впервые осуществив прямую видеотрансляцию через интернет. Следующая встреча произошла в 2002 г. в Тель-Авивском клубе "Maccabi Music Factory". В России Михаил Агре создал трио Джаз-Модус и проект Доктор Фауст. Приехав в Израиль в 1990 году, Агре организовал трио Tabula Rasa и группу Jerusalem Art Ensemble, которые придерживаются направления электронного фри-джаза и широко используют в своей музыкальной палитре этнические вкрапления.
Почему-то мне, малолетке, с этого чудовищного расстояния лет кажется теперь, что именно Сергей Курёхин задал для советского постмодернистского андеграунда основной тон. Именно в этом ключе, думается, и развивался весь ведущий отечественный неакадемический авангард последних 25 лет. В общем, на концерте Агре и Летова (а также - Вадима Правилова - контрабас, и Рафката Бадретдинова - ударные) сложилось полное ощущение карнавала малой Поп-Механики. Нет, конечно же, не было поющих коров, восставшего из гроба для собственной казни Шаляпина и весёлых карликов, разносящих на подносах кокаин... Но была именно та непередаваемая атмосфера тотального праздника смерти, которую я представлял (подчёркиваю - только представлял) себе в музыкальных спектаклях Сергея Курёхина.
Постмодернизм - это гниение искусства (слово "гниение" здесь не следует воспринимать отрицательно, т.к. эстетика и этика - две вещи несовместные). Если Курёхин ещё только издевался, ёрничал, то в совместном творчестве Агре и Летова отражается конечная стадия гниения искусства - осознанное отчаяние. Это когда импульс наполняется не эмоцией удивления, а абсурдно-непредсказуемым автоматизмом, неприменимым опытом. Михаил Агре, в перерывах разбавлявший глобальность происходящего на сцене лаконичным юмором, охарактеризовал свою композицию "Life of insect" ("Жизнь насекомого") так: "Жизнь насекомого, которое живёт очень быстро, очень грустно... Вот и всё". Описывать саму вещь не буду: слышать нужно было. Скажу только, что там был довольно убедительный сэмпл, похожий на унылое пиликание кузнечика. Соотнесение себя (своего творческого "я", если хотите) с насекомым и в то же время нежелание что-либо по этому поводу объяснять - и есть, на мой взгляд, та высшая стадия актуальной объективности искусства, которую мы привыкли называть постмодернизмом.
Импровизации, нетривиальные аллюзии, органично вмонтированные сэмплы, поток сознания душевнобольного (специально записанный Агре когда-то в дурке) - всё это было. Но на первом плане стояло, всё-таки, очень тёплое и открытое общение музыкантов с публикой. Как пошутил Агре: "Если кому-то стало плохо - скажите. Я не верю, что вам хорошо после всего того, что тут произошло". Может быть, это и есть катарсис?
1945 – В британском в Рипли, графство Суррей, родился Эрик Клэптон - знаменитый белый блюзмен, сонграйтер и композитор. Его прозвище в среде коллег - "медленная рука" (англ. Slowhand) »»
1976 – Состоялся первый залп "музыкальной Авроры панка" - группы Sex Pistols. На дебютный концерт "пистолетов" пришли 50 фанатов »»
1994 – Вышел последний студийный альбом группы Pink Floyd - The Division Bell. Пластинка частично была записана в плавучей студии Astoria, принадлежащей гитаристу Дэвиду Гилмору »»
Rolf HARRIS (1930)
Astrud GILBERTO (1940)
Graeme EDGE (1942)
Eric CLAPTON (1945)
Dana GILLESPIE (1949)
Lene LOVICH (1949)
MC HAMMER (1962)
Celine DION (1968)
Harun DEMIRASLAN (1980)