Самый неприятный момент для игроков в
знаменитую компьютерную игру
"Civilization" - момент появления варваров из ниоткуда. Момент вроде бы
абсолютно непрогнозируемый. Хотя из уроков истории следует, что варвары
нападают на любую цивилизацию, вступившую в эпоху застоя, благодушия и сытости.
А потом рано или поздно проникаются остатками пущенной под откос культуры и
адаптируют ее под свои нужды. Наскоки террористов из недоразвитых стран на
благополучный западный мир имеют ту же природу, что и давно ставшие историей
набеги вандалов на Рим.
Законы, справедливые для общества в целом, справедливы и для любой его части. В
помпезные витрины шоу-бизнеса уже не раз и не два летел пролетарский булыжник. И
погрязшие в самолюбовании патриции музыкального мира оказывались на обочине
заплеванной дороги, по которой в светлое будущее гордо перли трехаккордные
апологеты музыкальной анархии.
Вспомним историю панка. Того самого, что дал начало "новой волне". Того самого,
что свирепствовал в Англии параллельно с превращением хард-рока в хэви-метал.
Того самого, о котором теперь почему-то не слишком любят вспоминать современные
"типа панки и все такое", взявшие на вооружение более простую и менее
требовательную к себе любимым "американскую модель" этого буйного жанра.
1 января 1977 года был открыт "Roxy" - первый панк-клуб в
Великобритании. То есть проблему утверждения собственного жанра британские
панки решили в классических британских традициях - застолбили собственную
территорию. За ее пределами самовыражаться было уже труднее. Так состоявшийся
30 января того же года, но в другом клубе концерт Stranglers был прерван
лишь потому, что под курткой гитариста Хьюго Корнуэлла оказалась майка с
неприличной надписью. Достойный повод вырубить все электричество в зале.
6 января того же года "EMI" аннулировали свой контракт с Sex Pistols,
заключенный парой месяцев ранее. За время действия этого соглашения группа
успела выпустить один лишь сингл с великой "Anarchy In The UK",
заработать (и пропить) 40000 фунтов, обозвать ведущего TV-программы
"Today" Билла Грюнди "грязным уе&@ном" в прямом эфире, и
устроить пьяный дебош в аэропорту Хитроу. На исходе месяца из состава группы
вышел басист Глэнн Мэттлок (Glenn Matlock). 31 января, день рождения
вокалиста Джонни Роттена (John "Rotten" Lidon, 1956) прошел в
обсуждениях кандидата на его место. На примете уже был парень, некогда
уснаследовавший кличку "Vicious" от ручного хомячка Джонни...
Однако, как говорят англичане, "клуб, в котором слишком много членов - уже
не клуб". А мутная волна панка неотвратимо выходила из берегов. Меньше чем
за год панк успел войти в моду и стать явлением поп-культуры. Английская
булавка стала модным аксессуаром, а режиссер-экспериментатор Дерек
Джармэн снимал фильм "Юбилей" о путешествии Королевы Елизаветы
I в будущее, которым правят панки. Тем временем жанр в его аутентичном виде
доживал последние денечки. Эволюция или смерть. Некоторые предпочли второе.
Американское турне Sex Pistols началось сразу после новогодних
праздников и продолжалось лишь две недели. Ни один концерт этой безумной трассы
не обходился без скандальных происшествий. 14 января 1978 года тур завершился
на зимнем стадионе в Сан-Франциско, после чего Джонни Роттен сообщил о
распаде состава. Позднее, 20 января, великий шарлатан рок-менеджмента
Малькольм Макларен, этот Миклухо-Маклай на ниве изучения быта и нравов
рок-папуасов, заявил: "Они устали быть преуспевающей рок-н-ролльной группой.
Поджог клубов и разрушение фирм грамзаписи - занятие более творческое, чем их создание..."
26 января 1978 года "EMI" в очередной раз проявила консерватизм, отказавшись
выпускать альбом Buzzcocks под названием "Oh Shit!" По одним данным диск
вышел позже под названием "Love Bites". По другим - название оставили
для самостийно выпущенного EP, каковых у группы насчитывается полтора десятка.
Так или иначе - группа, выходу которой на публику в свое время способствовал
сам Марк Болан, проявила здесь некоторую гибкость. Неспроста сейчас
Buzzcocks считаются родоначальниками направления "поп-панк".
Через пару дней, 28 января, второе турне Sham-69 открыл концерт в
Лондонской Школе Экономики (там, кстати, некогда учился хитроумный Мик
Джаггер). Началось с невинного и традиционного уже обмена плевками между
сценой и залом. Потом на сцену полетели стулья, а в ответ - детали сценического
оборудования. Концерт завершился полным разгромом зала.
7 января 1980 года все тот же Хьюго Корнуэлл из Stranglers был арестован за наркоту. В тюрьме он провел всего три месяца, но успел набраться впечатлений, которыми впоследствии поделился с поклонниками посредством книги "Информация Изнутри". Интересно, что Stranglers практически до конца 80-х называли последним настоящим панк-коллективом, и в то же время до сих пор признают первой группой "новой волны". Не стоит забывать, что помимо панка, "новая волна" включала в себя хэви-метал и ряд не менее интересных жанров, чье зарождение пришлось на конец 70-х.
24 января 1981 альбом "King Of The Wild Frointer" группы Adam & The Ants возглавил чарты. Забираясь на вершины популярности панк медленно, но верно превращался в то, что впоследствии будет названо "новой волной". Последние из "варваров" еще рвали и метали, но это были скорее остаточные колебания.
В январе 1984 года стартовало турне The Clash по Калифорнии. Гастроли
начались через пару недель после образования нового состава группы и проходили
не в поддержку нового альбома, а просто так. Хотя новых песен у группы
оказалось предостаточно. Сейчас пиратские записи с тех концертов ценятся
гораздо выше, чем содержащий тот же материал альбом "Cut The Crap" -
пресловутый звук 80-х испортил его особенно сильно.
С выходом в январе 1985 года "Cut The Crap" первая глава истории панка в его "первобытном" варианте была закончена. "Новая волна" окончательно вошла в свои права. Впрочем, и ей оставалось недолго...
В последние годы поп-культура научилась без особых потрясений справляться с рок-варварами, предоставляя наиболее настырным из них те же права и возможности, что и "патрициям". Тем более, что большей части "бунтарей", как выяснилось, многого и не надо. Однако не стоит спать спокойно, даже если выработана типичная реакция на типичное разражение, приводящая к типичному результату. Рано или поздно кто-нибудь - коварно, по глупости или просто случайно, - применит нестандартную тактику наскока. И античное здание с колоннами, в которое уже давно превратился шоу-бизнес, будет просто размолото в щебенку.
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)