"Джей-Джей Йохансон (Jay-Jay
Johanson) - это такой шведский
Ласковый Май", - рассказывала Соня Соколова непосвященным.
Для Ласкового мая Йохансон, прямо скажем, староват - пятнадцатилетних девочек
среди его поклонниц немного. И музыку делает немного посложнее, и тексты пишет
посложнее. На протяжении многих лет Джей-Джей пишет огромную симфоническую
картину вселенской грусти и одиночества. И если вам нужно ввергнуть кого-то в
пучины романтической печали, подарите ему свежий диск шведского лирика под
названием "The Long Term Physical Effects Are Not Yet Known".
Мы встретились с Йохансоном в совершенно неромантической обстановке: артист
сидел за столиком в углу лобби отеля, а коллеги-журналисты в ожидании аудиенции
курили и шумно обсуждали интервьюируемого. Высокий худощавый светловолосый швед
с прозрачными глазами, несмотря на усталость, улыбается каждому и всерьез
задумывается над ответами.
Звуки.Ru - Последний раз мы общались с тобой три года назад. Что изменилось в тебе самом за время, прошедшее с первого концерта в Москве?
Джей-Джей - Ничего себе вопрос... Мне кажется, когда ты просыпаешься каждый день и смотришь на себя в зеркало, отследить эволюцию не получается. Когда встречаешься с кем-то спустя три года или пять лет, перемены бросаются в глаза. Вот как ты считаешь, я изменился внешне?
Звуки.Ru - Я пристрастна, мне нравишься ты и твоя музыка. Но, справедливости ради, могу заметить, что у тебя появилось несколько морщин.
Джей-Джей - Мне кажется, я начал острее и глубже воспринимать многие
вещи, и в первую очередь это касается музыки. С годами я становлюсь все большим
перфекционистом, стараюсь не оглядываться на прошлый опыт, и напротив -
заставляю себя не повторяться. Если отдавать себе отчет в том, что творчество -
это профессия, то начинаешь направлять этот поток в нужное русло. Это касается
и того, как я пишу стихи и музыку, и того, как я записываюсь, и подхода к
аранжировкам. Уровень требований к себе явно становится выше.
К тому же, чем дальше, тем больше мне начинает нравиться слушать музыку и
писать свою собственную - куда больше, чем выступать, если честно. На сцене я
стал куда более естественным.
Звуки.Ru - Естественным? Ты имеешь в виду грим и костюмы?
Джей-Джей - Ну да. Мне больше не хочется прятать музыку за визуальным рядом. Раньше мне нравилось менять облики, нравилось отвлекать внимание, представляя публике такой цельный образ. Сейчас же мне доставляет удовольствие просто играть.
Звуки.Ru - Говоря о естественности... Я нашла в сети запись, где ты исполняешь вещи с альбома "Rush" под акустическую гитару. В такой аранжировке они звучат совсем по-иному. Твое стремление к естественности как-то отразилось на живых выступлениях? Раньше ведь ты выступал под два "Макинтоша".
Джей-Джей - Да, последние два года я очень много выступаю с живым составом: с живым барабанщиком, с живым гитаристом. Это очень важно, потому что дает простор для импровизации и возможность передать эмоции.
Звуки.Ru - То есть, можно предположить, что от следующего твоего альбома стоит ждать еще большей проникновенности и естественности.
Джей-Джей - Да, пока мы ездили с гастролями, я набрасывал какие-то идеи. Наверное, я больше внимания буду уделять джазовым настроениям, которые царят последнее время в моей голове. Думаю, да, в следующем альбоме танцевальной музыки не будет. Я иногда переслушиваю свои старые работы и то, что делают мои последователи, и понимаю, что, наверное, эпоха танцев для меня закончена.
Звуки.Ru - А есть ли кто-то, кто является для тебя критиком? Человек из близкого окружения, чьему мнению ты доверяешь, сочиняя и записывая песни.
Джей-Джей - Ммм... Скорее, нет. Я обычно сочиняю и записываю музыку один. Как-то получилось, что нет никого, кто мог бы мне сказать "это хорошо, а это - плохо". Может быть, я бы даже и хотел, чтобы был кто-нибудь подобный, может быть, человек из рекорд-компании... А может, я даже боюсь, честно говоря, показывать кому-то свою недоделанную работу, потому что неудачно сказанное слово может серьезно ранить. Я веду дневник, чтобы иметь возможность вернуться к собственным мыслям.
Звуки.Ru - А какую музыку ты слушаешь сам?
Джей-Джей - Иногда просто захожу в магазины и перебираю диски. Мне нравятся простые вещи, нравится этно. К тому же, есть Интернет, где можно найти много потрясающих музыкантов.
Звуки.Ru - А у тебя нет ощущения, что мир захватывает технократия и люди становятся одинокими в своих онлайн-дневниках?
Джей-Джей - На каждое действие всегда есть закономерное противодействие. Да, я считаю, что мы становимся менее социальными, меньше общаемся друг с другом в реальности. Но мне кажется, должно случиться что-то, указывающее на то, что процесс зашел слишком далеко.
Звуки.Ru - К тебе обращаются молодые музыканты с просьбой как-то помочь, продвинуть, порекомендовать?
Джей-Джей - О да, и очень часто. Но я честно не понимаю, что я могу для них сделать, даже не очень представляю, как это делается. Меня самого никто никуда не рекомендовал. Нужно просто делать музыку, которая нравится тебе самому. Талантливый человек найдет свой путь.
Звуки.Ru - К вопросу о талантах. Одна из барышень в ожидании интервью в порыве экзальтации сравнила тебя с Боуи (David Bowie). Тебе приятно такое сравнение?
Джей-Джей - (улыбается до ушей) Вот честно, сам я никогда не думал о таких параллелях. Конечно, мне приятно, потому что я восхищаюсь тем, что делал Дэвид, его способностью бесконечно меняться, оставаясь при этом Дэвидом Боуи. Что бы он ни делал - глэм-рок, арт, спокойную музыку ближе к рубежу тысячелетий, он находится в бесконечном развитии... Ну да, почему нет?
Такой вот скромный шведский стареющий поп-музыкант, милый до невозможности. Насчет джаза он, конечно, переборщил: не стоит покупать "The Long Term..." с целью обнаружить там зажигательные джазовые импровизации. Это та же романтическая музыка с хрустальными клавишными партиями и абсолютно тем же меланхоличным вокалом. Внимательное ухо обнаружит, впрочем, и живые инструменты, и латиноамериканские ритмы, и традиционные тексты от первого лица. Шестой трек так и называется, "Jay-Jay Johanson again".
В целом, получился хороший крепкий easy-альбом. Если сравнивать с предыдущими
работами, более цельный и интеллектуальный.
И, если верить прогнозам самого артиста, танцевать под его музыку нам больше не
придется. По крайней мере, в записи. А на концертах в Москве он с удовольствием
исполнял диско-композиции с предыдущих альбомов.
1949 – Родились близнецы Гибб. Под руководством старшего брата Барри они основали легендарную поп-группу Bee Gees »»
2002 – Скончался Джо Страммер, лидер-вокалист британской панк-формации The Clash »»
Alvin ROBINSON (1937)
Robin GIBB (1949)
Maurice GIBB (1949)
Frank GAMBALE (1958)
John PATITUCCI (1959)
Marcel "Schmier" SCHIRMER (1966)
Andy WALLACE (1970)