Даже последняя версия Microsoft Word упорно заменяет "инди" на "Индии", создавая трудности при написании этой статьи. А между тем, уходящий год ознаменовался тем, что пресловутое словечко окончательно покинуло пределы узкого круга меломанов-ценителей и вошло в более широкий обиход. Стало предметом культа для одних, нового интереса для других, и яростных дискуссий для третьих. Для кого-то инди - красное знамя, которое нужно нести до конца и ни в коем случае не уронить. Для кого-то - примерно то же, что красная тряпка для быка: только покажи, и на тебя без раздумий набросятся. Словом, мнения разделились, а резонанс существенно возрос.
Впрочем, стоп! Автор этих строк отдает себе отчет, что, вынося в заголовок вызывающее столь бурные споры словечко, получит огромное количество камней в свой огород: наиболее ревностные ценители независимой музыки обвинят его в неверной трактовке священного термина, а юные барышни, перелопачивающие портал в поисках эксклюзивных фоток своих кумиров, даже трижды перечитав статью, не поймут, что за белиберда - почему нет ни слова ни про Индию, ни про индейцев. Поэтому, прежде чем пытаться подводить итоги, давайте определимся с терминологией.
Слово "Инди" происходит от английского "independent" ("indie"), то есть "независимый", зародилось почти три десятка лет назад, и в самой прямолинейной трактовке подразумевает под собой группы, которые находятся за бортом шоу-бизнеса и не имеют контракта. Сейчас "инди" - скорее эстетика, очень эклектичная, но объединяющая под собой целый ряд условных музыкальных стилей (инди-рок, пост-панк, пост-рок, эмо, готик-рок, дарк-фолк, экспериментальная электроника, индастриэл, альтернативный хип-хоп и т.д:). Идеологический аспект, впрочем, актуальности не потерял, инди-группы по-прежнему активно проповедуют некоммерческий подход к искусству притом, что многие западные основоположники жанра давно выходят на мейджор-лэйблах.
Ну что, определились? Тогда переходим к итогам. Главный из них таков: наша
Индии-музыка (Билл Гейтс - фак офф, замучился исправлять, поэтому оставлю так)
наконец-таки обзавелась собственной инфраструктурой: появились конкурирующие
между собой площадки, промоутеры, фестивали, лэйблы и даже локальные
инди-брэнды. Самый сильный из последних - "Авант", детище
пассионарного промоутера Макса Сильва-Веги. Название брэнда настолько
вошло в обиход меломанов, что кое-кем теперь всерьез определяется как стиль
музыки. Остается только восхититься способностями Максима по внедрению в
массовое сознание терминов, но, во избежание путаницы, всё же расскажем, что
скрывается за этой вывеской. Под крылом "Аванта" - международный
фестиваль независимой музыки (на котором мы еще остановимся подробнее),
регулярные привозы западных инди-групп, две концертных площадки - "Актовый
зал" и маленький экспериментальный клуб "Blow Up", лэйбл
(который в 2006 году, правда, кажется, ничего не выпустил) и, конечно,
музыканты, которые активно поддерживают "Авант", благодаря чему
ассоциируются с ним. Перечислим самых заметных: Foojitsu,
I.H.N.A.B.T.B., Banana Princess,
ДифFUZZия, Ambidextrous, Man Bites Dog,
Pixel, Я слева сверху. Все они очень разные, поэтому
даже при желании "Авант" не может претендовать на звание новой
музыкальной эстетики.
"А как же Silence Kit?", - спросят наиболее осведомленные. Этот
коллектив, который считается "инди-группой номер 1" в стране, по-прежнему
вне конкуренции по популярности и является победителем в номинации
"Интрига года": музыканты обещали выпустить третий альбом еще осенью,
публично открестились от пост-рока, к которому их причисляли, и настолько
сконцентрировались на студийной работе, что с августа ни разу не выступали в
Москве. В свете этих событий самое время перейти к инди-релизам. Пластинок было
немного, перспективные новички, утвердившиеся на клубной сцене, так ничего и не
выпустили. Исключение - разве что пост-рокеры Босх с тобой,
издавшие аж две симпатичные гитарно-эмбиентные пластинки.
В итоге самым
нашумевшим диском стал альбом коллабораций - "Дикие елочные игрушки",
выставка достижений поэзии и электроники, где максимально громко и
неполиткорректно высказались практически все заметные фигуры питерского
андерграунда: от лидера Последних танков в Париже, умницы Лехи
Никонова до
брутального "человека-горы" Стаса Барецкого. Не обошлось тут и без
2H Company (сайд-проект "Елочных Игрушек") - самых ярких
представителей альтернативного хип-хопа в стране, который, кстати, набирает
обороты и становится едва ли не самой быстрорастущей ветвью нашего инди-движения.
Обласкавшая "Диких" музыкальная пресса почему-то обошла вниманием
вышедший чуть позже (но задуманный гораздо раньше) аналогичный диск
коллабораций питерской группы Скафандр, отличающийся более
многочисленным и разношерстным составом приглашенных вокалистов, но по своим
наиболее сильным номерам, ничуть не уступающий "Диким елочным
игрушкам".
Еще одно достижение года - крупные и успешные инди-фестивали. Уже упомянутый "Авант", который был уже третьим по счету, проходил в течение двух дней одновременно на двух площадках - открытой и закрытой. Собрал добрый десяток западных хэдлайнеров (Arab Strap, Why?, Plokk, Oceansize, Refree и других), а также почти всех сколько-нибудь заметных наших музыкантов, ассоциирующихся со словом "инди". Несмотря на то, что в разгар фестиваля пришел лесник (в лице представителей местного отделения милиции) и чуть было всех не разогнал - принципиально новая высота взята. Второй масштабный фестиваль - пикник журнала "Афиша", ставший рекордсменом по посещаемости и побивший в этом отношении даже такой раскрученный брэнд, как "Крылья". Строго говоря, пикник был праздником городских развлечений, где музыка являлась лишь частью культурной программы, поэтому на звание музыкального фестиваля в чистом виде претендовать не может. Тем не менее, лайн-ап главной сцены состоял исключительно из независимых групп, около нее собиралось до пяти тысяч человек, которые сосредоточенно внимали сетам как наших "Я слева сверху" и Punk TV, так и выступлениям актуальных западных хэдлайнеров, среди них - Beirut, Buck65 и Calla.
Теперь перейдем к площадкам: целиком на инди-музыке в Москве специализируются упомянутые выше "Актовый зал" и "Blow Up", а к числу симпатизирующих можно отнести клубы "Жесть", "PODМосковье", "IKRA", "Шестнадцать Тонн" и "Апельсин". В Питере главным оплотом инди-культуры скорее всего станет недавно открывшийся "Цоколь", за который отвечает та же команда, которая раньше занималась легендарным "Молоком".
Важный шаг вперед - рекордное количество гастролей интересных артистов: в 2006 году в Москве выступили Mogwai и ...And You Will Know Us By The Trail Of Dead, Radio Dept и Piano Magic, Девендра Банхарт и Woven Hand, Current 93 и Sons and Daughters, dEUS и Лидия Ланч. И многие-многие другие.
Отметился год и заграничными
гастролями наших независимых: в мини-туры по Европе съездили москвичи Мои
ракеты вверх и питерцы Klever. Последние в декабре выступили
на одной сцене с Земфирой. Где это случилось - читатели Звуков ни за что не
догадаются, поэтому не будем раскрывать всех карт, скажем лишь, что создан
прецедент - пять лет назад ни одной независимой группе такое не могло
присниться даже в самом смелом сне. Отсюда еще один вывод: в отличие от
западного, наше инди пока не претендует на то, чтобы влиться в мейнстрим, но
больше не является маргинальной субкультурой для узкого круга посвященных.
Доказательством тому служит и тот факт, что в рейтинговых изданиях, освещающих
музыку, теперь регулярно появляются большие материалы о независимых музыкантах.
В журналистских кругах эта тенденция вызывает бурные споры, но, тем не менее,
реальность такова, что в архиве любой мало-мальски заметной инди-группы теперь
есть подшивка публикаций о себе любимых.
В радио- и телеэфире индепендент по
прежнему почти не представлен, -исключением были канувшие в Лету программы
"Открытый проект" на ТВЦ и "ПроСвет" на РТР. Впрочем,
кабельные каналы А1 и О2 охотно крутят "неформатную" музыку, и если
музыканты озаботятся созданием хотя бы малобюджетных клипов - путь в эфир
открыт. На радио независимой музыки в ротации по-прежнему нет, зато в авторских
передачах можно услышать много интересного.
Что осталось? Конечно же, "гламур" и "готика", два наиболее
часто употребляемых в 2006 году слова после пресловутого "преведа".
Хоть готика формально и является ответвлением инди-музыки, останавливаться на
ней здесь не будем. Все хорошо: представителей субкультуры как собак нерезаных,
больше, чем панков в 90-е, на посещение всех готик-фестов, проходящих в течение
месяца, не хватит и десяти студенческих стипендий, а производители черной туши
и одежды из латекса, кажется, получают сверхприбыли. Кроме того, попытки
критики готик-сцены вызовут такой резонанс, что от количества желающих
высказаться в форуме, может упасть даже самый мощный портал.
А вот на
"гламуре" остановимся поподробнее: как догадались наиболее
прозорливые, речь идет о новом модном слове из трех букв, которое уже украшает
многие заборы: эмо. То, что на Западе зародилось как самобытное музыкальное
течение, и лишь по прошествии долгого времени обзавелось собственной
атрибутикой, у нас из самых глубин андерграунда почти моментально скакнуло на
пик молодежной моды. Эмо в России - не столько музыка, сколько стиль одежды:
очки с толстыми оправами, клетчатые рубашки, черные челки, многочисленные
значки и, конечно же, возведенные в культ ранимость и подростковая
депрессивность. Фестивали с вывеской "эмо" в 2006 году собирали
переаншлаги даже в немаленьких клубах. Главные молодежные герои - группы
Мои любимые игры, Sakura и Океан моей
надежды. Прогноз по поводу развития эмо как музыкального направления,
впрочем, неутешительный. 99,9 процентов нынешних эмо-боев и эмо-герлов ничего
не слышали про группы Fugazi и Cursive, не говоря уж об At The
Drive-In и Sunny
Day Real Estate, а эмо для них - Tokio Hotel. Эта тенденция, к сожалению,
распространяется и на молодых музыкантов.
А вообще, событий было так много, что уследить за всеми просто физически не
представлялось возможным. Были активны как никогда индустриальщики (хотя
главной сенсацией здесь стал реюнион легендарных Собак Табака), на
подъеме - синти-поп и электро (пожалуй, отметим группу Altera Forma -
окончательно прорубили окно в Европу и выпустили целых две пластинки),
отдельная тема года - андерграундная танцевальная электроника. Я и про SCSI-9,
и про диджеев, и про много кого еще мог бы здесь написать - но это
была бы уже не статья, а небольшая книга.
Хватит, пожалуй. Самое время перестать грузить читателя, надо быстро
резюмировать написанное, откланяться, и наконец-таки откупорить вожделенное
шампанское.
Выводы таковы: наши независимые группы пока надежды скорее
подают, чем их оправдывают. При этом сцена растет с сумасшедшей скоростью.
Покамест "вширь", но будем надеятся, что в скором времени начнет и
"вглубь", оправдывая известную поговорку "лучше меньше, да
лучше". Все предпосылки для этого, по крайней мере, теперь есть.
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)