Первая ассоциация - "лампа Аладдина" - столь же естественна, сколь само их присутствие на сцене. "Волшебство" - самое подходящее слово, чтобы одним широким жестом описать атмосферу, царящую на концертах группы Лампа Ladino. С одной стороны завораживающая, безумно красивая музыка сефардов (евреев, живших в Испании до начала XVI века, чей язык - смесь иврита и испанского - как раз называется "ладино"), с другой - высокохудожественное "безумие" самих музыкантов, тяготеющих к самым различным музыкальным культурам, от джазового авангарда до индийской этники. Очередная форма извечной оппозиции "Запад - Восток"? Возможно. Однако в данном случае всё решается "полюбовно". Из хаоса поражающих своею связанностью звуков, рождается прекрасная мелодия. Рождается, чтобы вдруг исчезнуть, раствориться в породившем её хаосе вселенской круговерти и... возродиться вновь, подобно реке, миновавшей порог, возвращая слушателя в неспешное русло печального средневекового романса.
Баланс и взаимопроникновение хаоса и гармонии, подсказанные самой жизнью.
Даже состав группы, подчинён этому космическому правилу - все семь участников
профессиональные музыканты, и только барабанщик "ничего не заканчивал, но
играет лучше всех", шутят участники группы. С двумя из них, стоящими у
истоков коллектива, органистом Григорием Сандомирским и вокалисткой
Светланой Свириной, нам удалось пообщаться в уютном зале клуба "Жесть",
сразу после одного из их последних концертов.
Звуки.Ru - Собственно, почему за основу была взята именно сефардская музыка, область специфическая, но вместе с тем, обретающая всё большее число почитателей?
Григорий Сандомирский: Я слушал много разной музыки и однажды мне попалась какая-то запись из области нью-йоркского даунтауна; это была запись Ури Кейна (Uri Caine) с канадским кантором Аароном БенСуссаном (Aaron BenSoussan) - проект Zohar:Keter и там была вещь "Quando el Rey Nimrod"... Я ещё с детства знал, что существует язык ладино и вот впервые услышал его живьём. Мне очень понравилось - мурашки пошли, пробрала дрожь... Стал искать другие записи. Кто-то стал что-то советовать, из Израиля многое привёз...
Светлана Свирина: Этот момент "вынашивания" длился, наверно в течении года, пока Гриша научился петь и играть "Quando el Rey Nimrod". А поскольку мы достаточно давно дружим, он в какой-то момент пришёл в колледж, где я преподаю вокал, и сказал, что сейчас мне покажет волшебную песню. Начал играть - размер непонятный, лад непонятный, язык непонятный... Спрашиваю, а что это такое? Он говорит, вот это язык "ладино" и такая вот музыка. Всего за две репетиции мы подготовились к сборному концерту - у нас был совершенно ополоумевший басист, он не понимал вообще, как надо делать - но мы сыграли, и всё пошло на лад... Через несколько месяцев в Москву приехала испанская певица Роса Сарагоса, она исполняла старинные песни, в том числе и сефардские. Я была настолько потрясена, что два часа ревела как душ - это было настолько красиво! Тут же позвонила Грише и сказала - я хочу это петь!
Звуки.Ru - И что было дальше?
Светлана Свирина: Гриша
пригласил Машу (Мария Логофет - скрипка),
потом я привела Лёшу (Андреева - гитара), потом пришла Лиза
(Дудкина - флейта). Ну и, собственно говоря, Кирилл (Паренчук -
ударные, перкуссия). Олега (Канакова - бас-гитара) Маша подтащила на
сентябрьский концерт.
Григорий Сандомирский: Всё началось, по сути, с одной песни.
Звуки.Ru - А сколько сейчас их в репертуаре?
Григорий Сандомирский: Порядка 16-ти. Но у нас многое уходит в доделку - вещи "уходят", потом вновь "появляются". Нам же хочется более разнообразного звучания: у нас сейчас есть программа с барабанами, есть программа с перкуссией, она такая, более лёгкая, с фортепьяно, другое звучание, более камерное...
Светлана Свирина: Мы постоянно что-то меняем. У кого-то меняется
подача, у кого-то меняется мелодический рисунок... и сразу
перестраивается-меняется аранжировка. Например, летом перед концертом в "ДОМе"
уехал Кирилл и барабаны заменили на персидский тонбак - абсолютно другой
инструмент. Мы поменяли все аранжировки. Потом у нас исчез гитарист...
Григорий Сандомирский: Не только гитарист, ещё и флейтистки не было.
Без гитары и флейты, взяли трубу, которая покрывает собой оба инструмента... (смеются)
Светлана Свирина: ...и контрабас. Это вообще был какой-то
джаз-мейнстрим... То есть, каждый раз это звучит по разному. Потом у нас есть
вариации: трио, дуэты, квартеты. На самом деле это очень эффектно, потому что
когда группа всё время звучит "tutti" возникает очень большая нагрузка на уши.
Тем более, у нас очень много музыкальных отступлений, переплетающихся линий -
флейта, скрипка, голос... И вот, всё это замолкает, звучит только голос и
гитара. Или скрипка и гитара. Только голос и бас. Но взаимодействие музыкантов
всё равно сохраняется. Вот где театр!
Звуки.Ru - Традиционная музыка в объятиях авангарда?
Григорий Сандомирский:
Авангард - это ко мне. Я себя "позиционирую"
как авангардного музыканта. (смеется) Для меня спонтанность взаимодействия
вообще очень важна. Например, наш барабанщик Кирилл позиционирует себя как
"индийского" музыканта (смеется) - играет (голос Кирилла - "На
гармошке!") - и на гармошке (все смеются), и на табла. Как-то уживаемся.
Конечно, в этом есть определённые проблемы, потому что не всегда удаётся
достичь компромисса... но мы стараемся это решать. Тут важно не потерять
контроль на некой общей идеей, чтобы это не развалилось совсем. Я надеюсь, что
удаётся выдерживать баланс, всё-таки это воспринимается как искусство, а не как
плохая компиляция.
Звуки.Ru - Итого: фьюжн?
Светлана Свирина: Наверно, да. Фьюжн - это естественное, лежащее на поверхности слово; даже не знаю, это какая-то эклектика музыкальная. Мне на самом деле не хотелось бы какого-то чистого звучания...
Звуки.Ru - Какие инструменты вы используете?
Григорий Сандомирский: Голос, гитара, бас, барабаны или перкуссия, флейта, скрипка, клавиши, где удаётся рояль, где не удаётся - электроорган, мелодика.
Светлана Свирина: Рояль используется по полной программе: клавиатура,
струны, боковые деки, колёсики, ножки, стульчик. То есть, когда доходит дело до
рояля, там начинает звучать всё.
Григорий Сандомирский: (смеясь) Всё остальное перестаёт звучать.
Светлана Свирина: Рояль, он многим не даёт покоя. (смеётся)
Звуки.Ru - Это основное. А из того, что привносится или может быть привнесено?
Светлана Свирина: Кирилл помимо ударных инструментов играет на
сопрано-саксофоне, и есть мысль ввести сопрано-саксофон. Потом, Лиза учится
вокалу - в некоторых местах мы уже поем дуэтом. Басист играет на шестиструнном
басе, а шестиструнный бас - это такое поле непаханное! Мы пока ещё не очень
знакомы, но я поглядываю на него, сглатывая слюну, что называется.
Шестиструнный бас - это ооо!... - все остальные могут идти отдыхать. (смеётся)
Это из меня минимум выжимается - ну, голос и голос - и всё. Я вообще -
набалдашник, последний декоративный элемент. (смеётся)
Григорий Сандомирский: Света на самом деле - прирождённая авангардная певица, хотя пока она в себе этого не чувствует. (смеётся)
Светлана Свирина: Просто изначально я впитывала западную, негритянскую музыку, негритянское пение, поэтому и позиционирую себя как певица джазового мейнстрима, и если я пою сефардские стандарты, то пытаюсь делать такую же акцентировку, как если бы я пела джаз.
Звуки.Ru - Какие задачи вы ставите перед собой как музыканты?
Светлана Свирина: Неплохо было бы выйти на международные фестивали.
Григорий Сандомирский: Надо обязательно записаться. Хочется развиваться, вводить авторские композиции в числе прочих, может быть инструментальные, может быть вокальные. Сейчас мы используем всё-таки песни народные. Постепенно мы ещё будем искать материал, я надеюсь расширять репертуар, но чтобы можно было развиваться, будем параллельно делать собственные композиции - чтобы это не было мертворождённым коллективом. Но цели конечной - её не будет... А что касается "для себя"... Мне хочется по миру поездить... (смеётся) У музыкантов всегда это делается "для себя", чтобы тебя самого радовало, то, что ты делаешь. И если это радует других, то это большая удача (смеется). Главное, чтобы перед самим собой стыдно не было.
Светлана Свирина: Задача музыканта в первую очередь выглядеть убедительно перед публикой. Ты так чувствуешь - твоя задача передать своё чувство всем, чтобы его ощутили и поняли. Если на этот акцент не реагируют, значит, его просто не слышно, или мы что-то не так делаем. Слушатель - это в некотором роде лакмусовая бумажка, позволяющая понять, работает у нас что-то или не работает. Я очень горжусь тем фактом, что к нам ходят люди, которые слушают. Они слышат, говорят: "Ой! У вас сегодня всё иначе! Всё как-то не так. Здесь вы что-то поменяли." Это очень ценно. К нам после концерта однажды подошел молодой человек из "немецкой делегации" и был представлен как настоящий сефард - сказал, что ему очень понравилось, и он узнал песни, которые ему мама пела в детстве.
Григорий Сандомирский: Мне пришел в голову такой пример: идёт человек по улице и где-то посередь поля (или не поля - не важно) видит, торчит из земли какая-то конструкция вроде трубы. Ему нравится как она выглядит, и он начинает использовать её для некой публичной инсталляции - украшает, меняет форму, и т.д. А потом выясняется, что это единственный воздухозабор для какого-то подземного бункера, где люди живут. Как говорится, хорошо то, что хорошо кончается. (смеются) Мы же заканчивать пока не собираемся.
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)