19 ноября Гражданская оборона презентовала DVD, посвящённый двадцатилетию группы. Худшего начала для репортажа о концерте Гражданской обороны, бесспорно, не придумаешь. Поэтому мы начнём сразу с конца.
Площадка перед клубом "Апельсин", ночь. Источая пар телами и ртами, рваньё нерадостно исполняет "Всё идёт по плану", которую Егор Летов, несмотря на скандирования, на концерте не спел. Пышная очередь в гастрономе напротив, как стая рыбок, беззвучно подпевает, рискуя выдавить стекло витрины-аквариума. На ступенях следующего гастронома, попроще, сидят подростки с потными колечками на лбу и в подавленном молчании запивают газировкой пряники. У них это было в первый раз. "Вы что, молодёжь?! А как же пиво, портвейн, водка, в конце концов?! Вам ещё нельзя так! Пока молодые, надо пиво пить!" - "Ох, дядя... Хотите пряник?..". Трудно представить себе такой диалог -дцать лет назад, впрочем, его и сейчас трудно себе представить. Этой ночью на Малой Грузинской прозвучит ещё много диалогов, иной раз святотатственных. "Я такого дерьма давно не слышала" - "Что так?" - "Звук - дерьмо" - "Настя, это хороший звук, это типичный звук для Гражданки". Или: "Они десять лет праздновали своё десятилетие" - "Теперь ещё двадцать будут праздновать двадцатилетие". Или: "А куда он очки дел?" - "А на что ему смотреть-то? На ё..ла наши, что ли?".
Эту публику - публику самой разной закваски и наслушанности, самой разной степени маргинальности, радикальности, агрессивности и развязности, незадолго до этого охрана в течение получаса выдавливала на волю через воротца и металлоискатели. Эта публика собралась, чтобы хором с Егором Летовым спеть тридцать два вечных гимна и два гимна будущих, только готовящихся вписаться в новый альбом. Первая песня с нового альбома - "Сияние" - прозвучала почти в самом начале, и прозвучала просветляюще, вторая - "Слава психонавтам" - уже в бисовом блоке, вместе с "Зоопарком", "Русским полем экспериментов" и "Песней барсука": прозвучала, соответственно, отвязно. Покидая в давке мессу, ругали площадку - и несправедливо, потому как звук был хороший, пронизывающий, даже на удивление чёткий. Действительно, "типичный для Гражданки", но для поздней. Самостоятельный, крепкий бас неожиданно проявил и акцентировал национальную мелодичность ГО, трогательную и не менее сильную, чем летовская поэтика.
За двадцать с лишним лет о концертах Гражданской обороны чиркано уже столько, что с досады и от бессилия досужему рецензенту остаётся потявкивать, кроме звука, на публику. Обнажённые пузатые панки, перезрелые сисадмины и их близорукие подруги, колючие камуфлированные дамы и рафинированные фотографы заполнили зал практически под завязку, редкие просветы запорошив бычками и пластиковыми стаканами. Увидеть сцену и рассмотреть на ней Чумакову, Чеснакова, Андрюшкина и собственно Летова (нынешний состав группы) можно было либо повиснув на жерди, либо забравшись кому на плечи. Но Гражданская оборона ведь-таки - зрелое, сложное социокультурное и поэтическое явление, недаром аспиранты философского факультета университета успешно делают ссылки на Летова в научных статьях. Тут мало висеть на жерди, надо искать более утончённые и художественные подходы. Выяснилось, что концерт куда значимей смотрится в экранах цифровых видеокамер и в десятке задранных вверх мобильников, потому как если большое и страшное поместить в маленькую коробочку, оно теряет свирепость, но приобретает пущий историзм. Так и войну можно наблюдать, не плача. А сквозь полупрозрачный красный стяг с ликом Летова происходящее, напротив, выглядит искусной духовной инсталляцией. И сам Егор Летов, как духовник. Подчёркнуто неяростный в этот раз, благодушный, с нестрашными наклейками на гитаре. Спаси и сохрани каждого из нас, каждого из нас.
Последнего поклонника развернули и выкинули со сцены на "Мышеловке". Первого, в футболке с серпом-молотом - за двадцать три песни до этого, в аккурат после "Некрофилии". Между этими двумя прыжками на особенное ура прозвучали среди прочего "Винтовка - это праздник", "Тошнота", "Всё как у людей", "Мёртвые", "Офелия" и "Долгая счастливая жизнь", а "Про дурачка" и "Любо" прямо-таки на гип-гип-ура. Всеобщие объятия, пожимания рук и стрельба сигарет в промышленных масштабах - сплочённая, братская обстановка сгустилась с самого начала, хотя раздражённый, опасный взгляд на случайный зевок всё же можно было схлопотать. Итак, начав с конца, закончим началом: площадка перед "Апельсином", вечер. Чокаясь пивом, люди радостно исполняют "Всё идёт по плану", которую Егор Летов, несмотря на скандирования, на концерте так и не споёт.
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)